Двенадцатого ноября 2008 года эмир Кувейта шейх Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах, выступая на Генеральной ассамблее ООН, заявил об исторической ответственности властей предержащих за успех диалога культур и религий. Тогда же из его уст со столь высокой международной трибуны прозвучал термин «аль-васатыя» (срединность или умеренность, принцип, походящий красной нитью через Коран и Сунну пророка Мухаммада, – авт.). Сама же концепция аль-васатыи увидела свет в начале 1990-х гг., когда д-р Юсуф аль-Кардави основал научную школу исламской умеренности, что получило отражение в работе "Аль-васатыя в исламе" и других его книгах. Идеи умеренности, проходящие через большинство из многочисленных трудов шейха Кардави, получили широкий отклик в исламском мире. Многие из его работ переиздавались десятки раз и были переведены на иностранные языки.
По словам эмира, идея аль-васатыи наглядно доказала свой успех в исламском мире. Спустя несколько лет, 22 октября 2013 года, президент Владимир Путин выступил в Уфе на 225-летии Российского магометанского духовного собрания, где озвучил революционный по своей сути концепт новой социализации ислама в России.
Сегодня оба эти события без всяких преувеличений можно назвать эпохальными, поскольку, как оказалось, они на годы вперед определили вектор развития ислама на огромных пространствах Ближнего Востока, Европы и Азии. Но далеко не каждый догадывается о том, что выступления двух государственных лидеров связаны между собой незримой исторической нитью.
В своей речи в ООН эмир озвучил ту программу, которая была успешно опробована в Кувейте. Двумя годами ранее при активном участии первого заместителя министра вакфов и исламских дел д-ра Аделя аль-Фаляха в стране был создан Международный центр «Аль-Васатыя», на который была возложена задача популяризации идей исламской умеренности по всему миру. Вся деятельность центра была поставлена на прочную научно-богословскую основу: к описанию концепции аль-васатыйи, почерпнутой из постулатов Корана и Сунны, были привлечены ведущие мусульманские специалисты. Проповедь исламской срединности фактически стала культурной миссией и частью внешней политики Кувейта. Культурно-просветительские центры «Аль-Васатыя» были открыты в целом ряде стран, в том числе в России.
Показательно, что открытие российского научно-просветительского центра «Аль-Васатыя – умеренность» в Москве было поддержано личным указом эмира Кувейта за номером 254 от 24.07.2011 года, изданного во исполнение российско-кувейтских соглашений, подписанных в ходе пятого заседания Группы стратегического видения «Россия – исламский мир». Содействие в этом вопросе оказала Администрация Президента России и Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Ранее на встрече с эмиром Кувейта в его резиденции руководители мусульманских духовных управлений Северного Кавказа высказали пожелание о необходимости открытия центра умеренного ислама в Российской Федерации.
В задачу новой организации входило разъяснение сути и значения аль-васатыи широкой мусульманской общественности. Основным принципом аль-васатыи является диалог как внутриисламский, так и межконфессиональный. Потому что диалог – это неотъемлемое качество верующего. Согласно Корану Сам Создатель дискутировал с пророками и ангелами, и даже с Иблисом (Шайтаном или Сатаной – авт.). Пророк Мухаммад также вел диалог с разными сторонами, независимо от их религиозных взглядов. Другая идеологическая основа аль-васатыи – свобода дискуссии, умение выслушать отличное от собственного мнение, а при наличии более веских аргументов – и принять его. В случае, если каждый остался при своем мнении, в силу вступает следующий принцип аль-васатыи – уважение чужой точки зрения. Эти категории являются неотъемлемым условием мирного сосуществования всех людей и конфессий.
Основная трудность состояла в том, чтобы показать, что аль-васатыя – это отнюдь не новое течение в исламе. Как подчеркнул доктор Адель аль-Фалях, «умеренность – это основа нашей религии, ее сущность и главная особенность, которая целиком и полностью соответствует природе человека. Ибо как говорится в Коране: "Воистину, мы создали вас (мусульман – авт.) общиной середины». По его словам, открытие этого центра является «прогрессивным шагом, который, как мы надеемся, поможет утвердить среди российских мусульман понимание умеренного, срединного ислама. Основная цель распространения идей аль-васатыи – укрепление национального единства России, достижение мирного сосуществования между мусульманами и представителями других конфессий в самом широком смысле этого слова».
Концепция деятельности российского центра "Аль-Васатыя – умеренность" была разработана тогдашним директором этой организации Али Вячеславом Полосиным и утверждена правлением центра в августе 2011 года, а программа деятельности центра – в декабре 2011 года. Ее началом должно было стать проведение международной конференции богословов в России в 2012 году с принятием согласованного богословского заключения, значимого для всех мусульман страны.
Началась интенсивная работа. Были организованы и проведены представительные мероприятия в различных форматах: научно-практические конференции, круглые столы, заседание рабочих групп и т.д., которые заканчивались принятием программных документов. Особое место в деятельности российского центра заняли встречи известных мусульманских деятелей России и зарубежья с молодежью и студентами, а также работа в тюрьмах по методикам, разработанным специалистами Международного центра «Аль-Васатыя» (Кувейт) и Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования (Россия).
Большую популярность получили курсы и семинары для российских мусульманских религиозных и общественных деятелей, представителей интеллигенции и журналистов, которые проводили известные мусульманские ученые-богословы и профильные специалисты. Основная деятельность велась преимущественно в тех регионах России, где проживают большие мусульманские общины – в Москве, на Северном Кавказе, в Поволжье, а также в Кувейте. Вот лишь некоторые темы семинарских занятий: "Понятие и значение срединности", "Экстремизм и чрезмерность в религии", "Шариат – о джихаде на пути Аллаха", "Гармонизация гражданской и исламской идентичностей".
Важным направлением стала и издательская деятельность: Научно просветительским центром "Аль-Васатыя – умеренность" русскоязычному читателю был предложен целый ряд добротных книг отечественных и зарубежных авторов, широко охватывающих тему аль-васатыи и раскрывающих различные аспекты этого понятия. Наиболее полное отражение концепция исламской умеренности получила в работах авторитетного мусульманского ученого из Узбекистана, шейха Мухаммада Содика. Его книга "Васатыя – путь жизни" стала своего рода энциклопедическим словарем аль-васатыи на русском языке. Также следует отметить переводы изданий Международного центра Аль-Васатыя – "Стандарты васатыйи в фетвах" шейха Бин Байи и "Мы и другие" д-ра Али аль-Карадаги.
Параллельно с этим начался и межгосударственный обмен, в рамках которого прошли многочисленные встречи представителей власти и религиозных деятелей различных стран с участием мусульманских духовных управлений и православной церкви.
Результаты этой деятельности не заставили себя долго ждать. В первую очередь удалось преодолеть стереотип противопоставления российского и зарубежного ислама. «Очень позитивную для развития современной исламской мысли тенденцию преодоления негативного отношения к зарубежному мусульманскому опыту» отметил известный российский исламовед, доктор юридических наук, профессор Высшей школы экономики Леонид Сюкияйнен. По его словам, именно боязнь сотрудничества с зарубежными исламскими научными центрами мешала развитию исламской мысли, в том числе рецепции в российский ислам таких важных в борьбе с радикализмом концепций, как фикх аль-авлавият и фикх аль-макасид (учение о приоритетах и целях шариата). Только благодаря зарубежному опыту удалось достичь религиозно мотивированного диалога радикальных мусульманских течений России с духовными управлениями и представителями власти.
Большой объем проделанной работы был по достоинству оценен руководством страны. Четвертого ноября 2010 года в Кремле состоялась церемония награждения первого заместителя министра вакфов и исламских дел Государства Кувейт д-ра Аделя аль-Фаляха орденом Дружбы. Эта государственная награда вручается за весомый вклад в укрепление дружбы, сотрудничества и развитие культурных связей с Россией. «Этот орден вручен не только мне лично, – сказал, выступая на приеме, д-р Фалях. – Этот орден вручен государству Кувейт, всему кувейтскому народу во главе с Его величеством эмиром шейхом Сабахом аль-Ахмедом аль-Джабером ас-Сабахом, который является убежденным сторонником развития отношений с Россией и идейным вдохновителем аль-васатыйи. Эта награда говорит о высокой оценке российским руководством самой идеи срединного пути в исламе, проповедующего уважение чувств и мнения окружающих, отход от экстремизма и прочих крайностей».
Следующим эпохальным шагом стало принятие в мае 2012 года Московской богословской декларации по вопросам джихада, такфира и халифата, которую подписали 54 известных богослова, в том числе такие гранты, как доктор Али Мухиддин аль-Карадаги и шейх Бин Байя. Декларация однозначно осудила радикализм, экстремизм и насилие под религиозными лозунгами, а также дала всестороннее толкование понятиям джихад (усердие на пути Всевышнего), халифат (историко-теологическая концепция исламской государственности), и такфир (обвинение в неверии и выходе из ислама) как наиболее часто становящимся предметом политических спекуляций. По мнению специалистов, именно предвзятое толкование этих терминов приводит к радикализации многих верующих по всему миру, к ошибочному пониманию, что основной задачей мусульман является вооруженная борьба в целях установления тоталитарного политического порядка под религиозными знаменами.
В дальнейшем на основании Московской декларации в разных регионах России были проведены международные конференции и приняты важнейшие богословские решения (фетвы), заложившие религиозно-догматическую основу для профилактики радикализма и экстремизма, для снятия напряженности в обществе.
Особо стоит выделить первую научно-практическую конференцию «Дагестан – территория мира», которая прошла в Махачкале 17 ноября 2012 года, став по сути образцовой для других регионов. В ней приняла участие делегация ВСМУ во главе с Генеральным секретарем д-ром Али Мухиддином аль-Карадаги, руководство Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и российского центра «Аль-васатыя – умеренность». Конференция, в которой участвовал глава Республики Дагестан, приняла Итоговый документ и Фетву, провозглашающую Дагестан территорией мира и ислама. Данная норма означает, что на этой территории вести джихад запрещено шариатом.
Используя богословскую аргументацию, Али аль-Карадаги доказал, что Дагестан следует признать не только «территорией мира» («дар-ус-салам»), но и «территорией ислама» («дар-уль-ислам») ввиду того, что там исторически проживают мусульмане, которые не стеснены в свободе вероисповедания и имеют возможности соблюдать все фарды ислама. Любые насильственные выступления против власти в Дагестане он признал запретными для мусульман.
Этот и дргие богословские акты стимулировали конструктивный диалог между исламскими группами, а также их взаимодействие с властью.
Примечательно, что вышеупомянутая активность на идеологическом фронте совпала по времени с общей тенденцией снижения градуса напряженности внутри мусульманского сообщества России. Причем, в первую очередь – на Северном Кавказе, раздираемом антагонизмом умеренного и радикального пониманий ислама. В октябре 2013 года о позитивных изменениях в сфере безопасности сообщил глава ФСБ Александр Бортников. Выступая в Сочи на 42 заседании НАК, глава ведомства заявил, что с начала года в России в два раза сократилось количество проявлений террористического характера. А в 2014 году, по данным Бортникова, число таковых по сравнению с предыдущим годом стало меньше еще вдвое. Впрочем, о положительных тенденциях говорят не только сухие выкладки силовых ведомств, обеспечиваемые усилиями сотен рядовых сотрудников, но и первые ростки внутримусульманского диалога. Многие радикалы стали воспринимать государственную власть и сотрудничающее с ней официальное духовенство не как препятствие на пути к торжеству чистого ислама, а как неотъемлемый субъект общественного договора.
Успех сотрудничества с Международным центром «Аль-Васатыя» стал прологом к появлению на свет исторических созвучных по смыслу тезисов Владимира Путина. Выступая в Уфе на 225-летии российского Магометанского духовного собрания, президент призвал к новой социализации ислама как противовесу идеологии радикализма и невежества. «Новая «социализация» ислама должна рассматриваться как развитие традиционного мусульманского образа жизни, мышления, взглядов в соответствии с современной социальной действительностью, в противовес идеологии радикалов, сталкивающих верующих в средневековье», – сказал президент на встрече с главами мусульманских духовных управлений в столице Башкортостана. По словам российского лидера, необходимо сделать упор на интеллектуализацию ислама, внедрение новых форм работы «через мусульманские культурные центры, исламские научно-просветительские центры, молодежные, женские клубы», развитие исламского богословия, которое должно заговорить на чистом русском языке – языке великой русской литературы и духовности.
К сожалению, в борьбе с радикализмом в России пока еще далеко до победного конца. Экстремистские проявления продолжают бросать вызовы безопасности страны. Причем радикалов, которые делают ставку исключительно на силовое решение проблем, хватает не только с исламской стороны. Для тех же, кто оказался на распутье, напоминанием могут стать слова мусульманского и государственного деятеля Кувейта д-ра Аделя аль-Фаляха: «Разница между умеренным и экстремистски настроенным верующим заключается в том, что умеренный стремится спасти людей от адского огня, а экстремист, прибегая к насилию и убийствам, как бы спешит быстрее ввергнуть их в огонь». Более тщательно разобраться в собственных духовных устремлениях поможет углубленное знакомство с коранической концепцией срединности – аль-васатыи.
Ответить
Элементарно Ватсан.,не сложные арифметические манипуляции..
Ответить
Есть ещё Рогозин,а при нём мы будем очень сильными..
Ответить
Мне почему то кажется,что у Путина,в будущем,два приемника;Медведев и Шойгу,при этом мне чудится;При Шойгу порядку будет больше,а при Медведеве,денег будет больше!Если это кому то интересно..
Ответить
Элементарно Ватсан.,не сложные арифметические манипуляции..
Ответить
Есть ещё Рогозин,а при нём мы будем очень сильными..
Ответить
Мне почему то кажется,что у Путина,в будущем,два приемника;Медведев и Шойгу,при этом мне чудится;При Шойгу порядку будет больше,а при Медведеве,денег будет больше!Если это кому то интересно..