Шариат совместим с современным российским правом - Сюкияйнен

Профессор Л. Сюкияйнен на конференции «Мир ислама: история, общество, культура»

Профессор Л. Сюкияйнен на конференции «Мир ислама: история, общество, культура»

Теги:



0
23 Октября 2014г. (28 Зу-ль-хиджа)
В 2013 г. Прокуратура РФ намеревалась исключить из Уставов российских Духовных управлений мусульман ссылки на шариат. Об этом рассказал профессор НИУ Высшая школа экономики Леонид Рудольфович Сюкияйнен на 3-й международной конференции «Мир ислама: история, общество, культура», которая в эти дни проходит в Москве.

«В прошлом году российская прокуратура обратилась в Министерство юстиции Российской Федерации, обратив внимание этого уважаемого государственного ведомства на то, что в уставах Духовных управлений мусульман есть ссылки на шариат. Это есть и в уставе ДУМЕР, и в уставе ЦДУМ с центром в Уфе, и других. Там написано, что они „следуют в своей внутренней деятельности законам шариата“. Что не устроило прокуратуру? Прокуратура говорит: „Посмотрите решение Европейского суда по правам человека по запрету партии ‚Рефах‘ 2003 года. Там оценивается шариат как абсолютно несовместимый с принципами и целями демократического общества. В минюсте развели руками: ‚Что же нам делать?‘ и обратились ко мне. Я ответил: ‚А на основании чего должен совершать свою богослужебную деятельность руководитель мусульманской организации? На основе римского права, может быть иного какого-то права?‘ Получается так: ислам хорошо, а шариат плохо. Но любой мусульманин будет долго смеяться, если ему сказать, что исламу да, а шариату нет“, - рассказал в своем докладе Леонид Сюкияйнен.

Он привел несколько примеров того, как шариатские нормы периодически появляются в российских законодательных актах, к примеру, с 1999 по 2000 г. в Ингушетии была узаконена полигамия, впоследствии он был признан противоречащим Семейному кодексу РФ, а в Татарстане действует закон „О свободе совести и религиозных организациях“, в котором есть ссылка на то, что религиозные организации могут иметь в своей собственности вакуфное имущество. Прокуратура Татарстана только спустя 8 лет обнаружила, что эта норма противоречит российской конституции, которая относит вопросы имущественные к ведению федерации, а не субъекта, поэтому призвала законодателей внести изменения в этот закон. Татарстанские депутаты внесли, по мнению профессора, изящные изменения. Раньше было так: „Религиозные организации вправе иметь вакуфное имущество“, а теперь стало так: „Религиозные организации вправе иметь вакуфное имущество, правовой статус которого определяется федеральным законодательством“. Но федерального закона на эту тему нет».

Вообще, по мнению профессора Сюкияйнена, на вопрос, а совместим ли шариат с современным российским правом, можно ответить положительно, при соблюдении ряда условий и оговорок. Ведь в современном западном мире шариатские нормы успешно инкорпорированы, как в континентальную, так и в англо-саксонскую правовые системы, примером чего служат исламские банки и исламские финансы. Тема эта будет актуальна и в России, вопрос только во времени, уверен Леонид Сюкияйнен.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Реклама

Яндекс.Метрика