«Смыслы и знаки Гейдара Джемаля»: в Казани состоялся вечер памяти философа (ВИДЕО)

Вечер памяти
В Казани прошел второй в России вечер памяти Гейдара Джахидовича Джемаля. Вспомнить необъятное наследие великого российского мыслителя и философа собрались не только жители Казани: на мероприятие приехали гости из других городов и бывших союзных республик. Кто-то считал себя его учеником, кто-то просто интересовался его взглядами и любил слушать его глубокие размышления на различные темы. Но всех присутствующих объединяло одно – это безграничное восхищение и уважение перед многогранной личностью легендарного исламского мыслителя, оставившего грандиозную кладезь знаний на многие поколения вперед.

Мероприятие вёл журналист Максим Шевченко, который был близким товарищем и почитателем творчества Джемаля. По наблюдению Максима Леонардовича у Джемаля было три важных аспекта в его учении – это размышление о Боге, о предназначении человека и о смысле истории. «Гейдар искал выхода из того, что он ощущал как тюрьма, а тюрьмой он считал это бытие, в котором прекрасные и горестные моменты, да и все другие переживания, являются переживанием рыбки в аквариуме. Потому, что как бы не был прекрасен этот мир, он лопается как мыльный пузырь в момент смерти. Ты, человек, обязан перестать быть частью этого сна, который снится сам себе и который мы называем жизнью», вспоминал Шевченко некоторые постулаты учения гиганта философской мысли.


Сам Шевченко признался, что проникся с великим пиететом к Гейдару Джахидовичу буквально с первого разговора, когда мэтр задал несколько вопросов, на которые у журналиста не было ответа: «Я пошел на встречу этим вопросам и так я пришел в мир Гейдара Джемаля».

Первый, кому Максим Леонардович доверил микрофон, был Орхан Джемаль, который помимо того, что являлся сыном великого мэтра, также был соратником, учеником и близким другом своему отцу. «Гейдар был тем человеком, который не относится к пословице «незаменимых нет», отметил Орхан Гейдарович, предложив кропотливо и тщательно сохранить его мысли, «которые являются огромными пластами, для следующего «Гейдара», где бы он не появился».

На вопрос из зала каковым же был Гейдар Джахидович в жизни и как семьянин, Орхан охарактеризовал отца как «крутого пацана, который был очень храбрым и обладал беспощадно трезвым взглядом, граничащий с цинизмом», но в то же время «он был человеком сентиментальным, любил друзей юности и запрещал мне писать журналистские опровержения, даже на своих идеологических оппонентов, если они являлись друзьями молодости Гейдара», вспоминал характер своего отца Орхан Гейдарович.


«Если считать Гейдара Джемаля гигантом, а нас карликами, то, определенно можно сказать, что мы – карлики, которые стоят на плечах этого гиганта», полагает блогер и публицист Тимур Шангареев. По его мнению, что бы понять Джемаля, оценить его вклад в развитие интеллектуальной мысли, не достаточно смотреть его выступления и передачи, нужно его читать. А это, по наблюдениям блогера, мало кто делает.

Режиссер Ренат Хабибуллин признался, что читая исламского философа, он не всегда понимал терминологию и полет мысли Гейдара Джахидовича. Многие выступающие также отметили этот факт.
Кандидат экономических наук Динмухамед Миржакып из Казахстана провел с учителем, последние дни его жизни. Гейдар Джахидович сыграл в жизни Динмухамеда главную основополагающую роль в формировании критического и исламского мышления на существующий порядок вещей. Казахский мыслитель рассказал свою историю поиска философии жизни, которая завершилась открытием в сердце «принципа понимания». «Через него мне было подробно доведено и обосновано, чем является то послание, с которым приходили наши пророки Единобожия», заявил «джемалист» Динмухамед Миржакып.

«Гейдар Джахидович как ночь, которую не охватишь, ведь ночь – это не отсутствие света, ночь она сама по себе ночь», начал свою речь Руслан Айсин. «Можно рассматривать разные грани его монументальной личности, но я бы хотел сфокусироваться на более понятном виде деятельности – его поэзии, поскольку поэт в России больше чем поэт», предложил Руслан процитировав некоторые стихи своего наставника.


«Гейдар Джемаль возлагал большие надежды на татар», удивил присутствующих татар Рашид Галлямов, «однако в какой-то момент он разочаровался в татарах как в авангарде исламской уммы, называя их котом Леопольдом». «Кот Леопольд – в том смысле имелось в виду», тут же объяснил смысл этой метафоры Максим Шевченко, «что татары живут со всеми дружно».

Помимо выступлений гостей, присутствующей публике был продемонстрирован фильм Надежды Кеворковой, созданный при участии Алиф.ТВ, а также отрывок из последнего интервью Гейдара Джемаля в больнице для казахского телевидения.

 

Автор: Расул Тавдиряков

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Кылчык 22 Мая 2017г.
Ответить

Жаль, не знал.

Простой 02 Июня 2022г.
Ответить

Враг Ислама и Мусульман!

Яндекс.Метрика