Обсуждение проблемы трудовых мигрантов – одна из любимых тем политических ток-шоу, журналистов, специализирующихся на криминальной тематике, националистов и разных «державников»-«государственников».
Спору нет в современном мегаполисе, где и так яблоку негде упасть приезжие из разных регионов вызывают подчас острое раздражение.
Правда, однако же, кроется в том, что крупные города всегда были, есть и будут притягательным местом для тех, кто хочет жить завтра лучше, чем сегодня.
Однако, сегодняшним жителям мегаполисов не стоит забывать, что когда-то их предки, и в общем-то не очень далекие, тоже «понаехали» из своей провинции в столицу, стремясь к лучшей жизни.
Татары, здесь не являются исключением, хотя следует принять во внимание, что они издавна, еще со времен Золотой Орды, жили в Москве, однако их численность относительно остального населения столицы была невелика.
Например, по данным Московского губернского статистического комитета на 1912 год в Москве проживало около 9, 7 тысяч мусульман, подавляющее большинство из которых были татары. Для сравнения, общая численность жителей Первопрестольной составляла 1 617 000 человек.
Резкий рост численности татар в Московском регионе произошел в 20-30-ые годы прошлого века, когда в период НЭПа и первых пятилеток сюда в массовом порядке стали переезжать бывшие жители татарских деревень Нижегородской и Пензенской области.
Создание колхозов привело к появлению «лишних» людей, которые по разным причинам решили переселиться в города.
Численность татар все время увеличивалась: так, если в 1926 году их в Москве по официальным данным было 18,6 тысяч, то к 1989 году их уже насчитывалось 157,4 тысяч. Еще 51 тысяча татар проживала в Московской области.
На 2010 год по официальным данным в столице проживало 149 тысяч татар или 1,4% населения города.
По неофициальным данным татар и башкир в столице больше миллиона.
Поначалу татары селились в местах компактного проживания своих соотечественников, сложившихся еще до революции: в Замоскворечье, на улицах Сретенка и Петровка. Здесь в бывших квартирах купцов и многокомнатных «доходных домов» огромные апартаменты былых времен делились дощатыми перегородками на множество комнатенок, в которых селились теперь семьи новоявленных пролетариев.
В «дело пошли» даже полуподвальные помещения, но и они не могли вместить в себя всех желающих, и татары освоили подмосковные селения.
Так, в поселке Салтыковка в Балашихинском районе с 20-30-з годов существовал так называемый Татарский поселок.
Много татар, потомков строителей Автозавода имени Ленинского комсомола и московского метро живет до сих пор в поселке Востряково в Домодедовском районе.
Татары осели в 20-30 годы в Звенигороде, где они работали на строительстве железной дороги, предприятиях коммунального обслуживания и торговли.
Татары Наро-Фоминска работали на местной прядильно –ткацкой фабрике; татары, поселившиеся в Орехово-Зуеве –на местном фарфоровом заводе.
К 20-30-ым годам прошлого века относится возникновение района компактного проживания татар в поселке Клязьма и подмосковном городе Пушкино.
Татары также облюбовали для жизни подмосковные города Сергиев Посад, Солнечногорск, Щелково, Яхрома.
Большинство из проживавших в Подмосковье татар ездили на работу в Москву, а с жильем было проще в области.
Стоит отметить, что подавляющее большинство из переехавших в Москву татар было занято не престижным низкооплачиваемым тяжелым физическим трудом.
В годы проведения Советской властью политики воинствующего атеизма не могло быть и речи о строительстве каких-либо культовых зданий в местах компактного проживания татар-мусульман.
Наоборот, в 1936 году была закрыта одна из двух действовавших в то время мечетей –мечеть на Большой Татарской улице.
Зато в полном соответствии с национальной политикой государства у татар была своя национальная школа в Замоскворечье, в доме Асадуллаева.
Татарская начальная школа так же была устроена в здании бывшего медресе Московской Соборной мечети в Выползовом переулке. Еще одна такая школа действовала при фабрике «Красный богатырь», где также работало много татар. Кроме этого татарская школа-семилетка располагалась на Арбате.
Впоследствии все они были закрыты в связи с изменением политики партии в национальном вопросе.
Но было у татар одно принципиальное отличие от современных гастарбайтеров – они были полноправными гражданами страны и пользовались всеми положенными им правами.
Выходец из татарского аула мог получить образование и сделать карьеру. Именно так и поступали их дети, свидетельством чему достаточно высокое положение в тогдашнем советском обществе, которого удалось добиться некоторым из них.
И в современной России некоторые татарские имена известны всей стране.
Так или иначе, «понаехав», татары пустили в столице прочные корни и со временем их потомки превратились в коренных москвичей.
Нынешним гастрайбайтерам из Средней Азии это, судя по всему, «не грозит», да они в большинстве своем к этому и не стремятся.
Ответить
Россия и татары не могут быть разделимы по сути, особенно учитывая исторические корни сосуществования славянских и татарских народностей. Москвичи всегда относятся с высокомерием к любым приезжим, рассматривая национальность лишь как повод к общему негативному отношению, а между тем нельзя не отметить то значение и объем который привнесен в общероссийскую культуру татарскими мотивами, один храм Василия Блаженного чего стоит.