Не раз бывало так, что сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) не соглашались с ним как с главой государства. Шейх ат-Тахир ибн Ашур
[1] очень хорошо показал различия между «статусами Пророка», как он их называл. У Пророка было несколько статусов: когда он выступал в своем пророческом качестве, ему повиновались беспрекословно. Но когда он выступал в качестве полководца и политика и, например, выбирал позицию для расположения войска, кто-то из его сподвижников мог прийти к нему и сказать: «Клянусь Аллахом, та позиция будет лучше». В этой ситуации Пророк мог отступить и принять мнение сподвижника, который более осведомлен в этом вопросе.
Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) увидел в Медине людей, опылявших финиковые пальмы. Приехавший из Мекки и несведущий в сельском хозяйстве, он сказал им: «Я не вижу пользы в том, что вы делаете». Жители Медины, или часть из них, подумали, что речь идет о Божьем откровении и в тот год не стали опылять пальмы, из-за чего финики уродились горькими. Тогда люди спросили его: «Почему ты велел нам поступить так?». Он ответил: «Вы лучше разбираетесь в своих мирских делах». Религия не должна учить нас, как вести сельское хозяйство, развивать промышленность и даже вершить государственные дела. Все это – вопросы технические, и в них разум в состоянии найти истину благодаря накопленному опыту. Задача религии заключается в том, чтобы отвечать на великие вопросы нашего бытия – кто мы, какая судьба нас ожидает, и для чего мы созданы Творцом? Она должна предоставить систему ценностей и принципов, которая могла бы послужить для нас ориентиром в нашем мышлении, поведении и установлении потребного нам государственного устройства. Говоря коротко, ее задача – служить источником ценностей.
[1] Мухаммад ат-Тахир ибн Ашур (1879–1973) – известный тунисский богослов и правовед.
Рашид Ганнуши, политик, богослов и философ
Ответить
islamnews, скажите прямо на что вы намекаете, вырезав этот крохотный абзац из труда Гануши? мне трудно понять, просветите, может имеется ввиду, что иногда можно не повиноваться заветам и приказам Пророка (мир ему и милость Аллаха)??