Узбекистан после Ислама: станет ли «ветер перемен» устойчивым?

Шавкат Мирзиёев
Новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев демонстрирует намерение изменить внешнюю и внутреннюю политику страны, но, похоже, сталкивается с противодействием «старых»  кланов, остающихся у власти еще со времен покойного Ислама Каримова.

Мирзиёев предпринял попытку оздоровить атмосферу в Узбекистане, объявив амнистию лиц, осужденных по делам с религиозной составляющей, ликвидируя «черные списки» неблагонадежных, среди которых также было много «религиозников», разрешил вернуться в Узбекистан тем, кто уехал, спасаясь от преследований спецслужб.

Весной этого года Мирзиёевым была инициирована масштабная реформа Министерства внутренних дел, в рамках которой были существенно расширены его полномочия в сфере борьбы с экстремизмом, считавшейся ранее исключительной прерогативой Службы национальной безопасности Узбекистана.

Недавнюю либерализацию валютного рынка также связывают с попыткой сделать национальную экономику более открытой с целью привлечения иностранных инвестиций. По крайне мере на этом настаивала делегация Международного банка реконструкции и развития, посетившая в марте этого года Узбекистан. Страна, чья экономика после долгих лет стагнации нуждается в инвесторах из-за рубежа, должна ослабить контроль за валютным рынком для облегчения перемещения капитала.

Как показывает, в частности, китайский опыт либерализация в экономике не всегда сопровождается политическими реформами, но, похоже, Мирзиёеву важно предстать перед мировым сообществом в образе не только экономического, но и политического реформатора.

Это подтверждается и тезисами его речи на Генеральной Ассамблее ООН 19 сентября этого года. По словам президента, «конечной целью» является создание в Узбекистане прочного демократического государства, где «интересы человека будут стоять на первом месте». Он также предложил открыть в Узбекистане представительство Верховного комиссара ООН по правам человека, и провести Азиатский форум по правам человека в Самарканде.

Эксперты по Узбекистану в связи с этим предсказывают, что узбекским реформаторам придется столкнуться с сопротивлением со стороны тех властных кланов, которые контролируют в течение долгих лет определенные сферы в экономике страны и не желают их передела. Они способны на ответные меры, в том числе и направленные на срыв попыток как либерализации экономики, так и демократизации узбекского общества. Так, на днях прошла целая серия задержаний торговцев валютой, которые до указа о либерализации валютных операций работали незаконно, но под «крышей» СНБ, а теперь, судя по всему, решили выйти из тени.

В эту канву также вписывается и задержание прямо в аэропорту Ташкента узбекского писателя Нурулло Отаханова, который откликнулся на призыв Мирзиёева вернуться домой. Ранее Отаханов находился в «черных списках» за свою книгу «Эти дни», в которой подверг критике развитие Узбекистана в годы правления Ислама Каримова, и проживал в Турции.

При задержании ему было официально предъявлено обвинение по двум статьям Уголовного кодекса страны – 159 («Посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан») и 244−1 («Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку»). Позднее он был выпущен, но о деталях его уголовного дела пока не сообщается. Тем не менее, писатель выразил оптимизм по поводу происходящего в Узбекистане, заявив, что население, дремавшее четверть века, постепенно пробуждается, а власть стала слышать свой народ.

А буквально накануне приезда в Ташкент Специального докладчика ООН по вопросу о свободе религии или убеждений Службой национальной безопасности был арестован известный узбекский журналист, участвовавший в различных правозащитных проектах Бобомурод Абдуллаев, а в его квартире был произведен обыск. Ему предъявлено обвинение по статье 159-4 Уголовного Кодекса Узбекистана («Посягательства на конституционный строй»), подразумевающей до двадцати лет лишения свободы. Что именно совершил журналист, какие противозаконные деяния вменяются ему в вину, неизвестно.

Тем не менее, тревожные новости перемежаются с оптимистичными: на днях из тюрьмы после 11,5 лет заключения был освобождён активист Общества прав человека Узбекистана Азам Фармонов.

Пока никто с уверенностью не может сказать увенчаются ли успехом попытки нынешнего президента Узбекистана изменить внутриполитическую обстановку в стране и как окончится борьба провластных кланов. Хватит ли у него политической воли переломить ситуацию в сторону дальнейшей демократизации?

Хотелось бы надеяться на лучшее.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Кылчык 04 Октября 2017г.
Ответить

Дай Аллах!

Яндекс.Метрика