В настоящее время об исламе и мусульманах говорят и пишут очень много, и эта тема захлестнула все мировые средства массовых информаций. Много позитивной и негативной информации, но факт в том, что эта тема одна из самых обсуждаемых на сегодняшний день и поэтому требует серьезного изучения и научного подхода.
Актуальность этой темы определяется несколькими факторами. Во-первых, изучение своих исторических корней и традиций позитивно влияет на моральный и духовный облик народа, происходит осознание и гордость за своих предков, выбравшие ислам как основу мировоззрения и сохранившие её до нас. Нация, у которой нет духовного стержня, более подвержена моральному разложению и вымиранию. Изучение своих исторических корней, культуры и традиции укрепляет духовную составляющую народа, в том числе и молодежи и уберегает ее от морального разложения и пагубных последствий. Во-вторых, распространено мнение что мусульмане, проживающие в разных регионах страны пришлые, и появились буквально недавно. Изучение этой темы позволяет уточнить место ислама в историческом пространстве территорий России и доказывает принятие его некоторым местным коренным населением задолго до появления христианских миссионеров. В-третьих, история межконфессиональных взаимоотношений, ислама и христианства порой были драматичными, а историческая память и мусульман и христиан содержит в себе сведения об этой враждебности. Только серьезные научные исследования могут излечить негативные моменты в социальных и культурных коммуникациях между религиозными общинами в регионах и в целом по России. За несколько столетий совместного проживания разные религии выстроили уважительное отношение друг к другу. На протяжении продолжительного времени люди разных конфессий не делились по этническому и религиозному признаку, а жили в мире и согласии, что и продолжается до настоящего времени.
Порой мы сами мусульмане мало знаем об историческом развитии ислама и мусульман в своем регионе. Обучаясь в Российском исламском институте, мне пришла идея написать исследовательскую работу по теме ислама и мусульман своего региона, а именно Кемеровской области, а в феврале 2017 года она была успешно защищена. Кемеровская область расположена на юго-востоке Западной Сибири и находится почти на равном расстоянии от западных и восточных границ Российской Федерации. Большая часть занята Кузнецкой котловиной, огромные угольные запасы которой определили второе название области – «Кузбасс». В Кузбассе проживает на 1 января 2016 г. около 2 млн. 717 тыс. жителей. По национальному составу население области очень разное. По официальным данным мусульманское население составляет около 3 % от общего числа жителей. Вроде бы небольшая цифра, но мусульманские народы внесли огромный вклад для развития и процветания этого региона. У ислама богатая история в Сибири и Кемеровской области в частности. Тема ислама и мусульман в Кемеровской области мало изучена, хотя ее актуальность в научном и практическом плане не вызывает сомнений. Основной причиной недостаточной изученности является особая политическая обстановка в Российской империи и в Советском Союзе, которая на протяжении длительного времени создавала препятствия для научного исследования ислама в различных регионах. В культурологических и религиоведческих исследованиях почти не рассматриваются обстоятельства принятия ислама угорскими и тюркскими племенами, особенности сосуществования мусульман рядом с православным населением после вхождения Сибирского ханства в состав Русского государства; принуждение мусульман принимать христианство; воинственный атеизм в период Советского Союза.
Исследуя историю развития ислама в этом сибирском регионе, были сделаны следующие выводы:
- коренное население Кемеровской области это шорцы, телеуты и сибирские татары (они так же называют себя калмаками). Все они тюркского происхождения. Шорцы и телеуты после прихода русских переселенцев обращены были в христианство, но элементы язычества сохранилось. Калмаки приняли ислам. Принятие ислама этими племенами происходило вплоть до 18 века. Но в их верованиях оставались прежние языческие традиции, которые стирались под влиянием переселенцев мусульман из Европейской части России.
- мусульманское население можно условно разделить на две группы: татарское население на севере области, из деревень; мусульманское население в шахтерских городах. В татарских деревнях на севере сохранились уникальные старые деревянные мечети. Но сейчас в татарских деревнях исламские традиции соблюдаются очень слабо, хотя и в последнее время в этих селениях зарегистрировались мусульманские организации. Молодежь уезжает в города. Чуть лучше обстоят дела в деревнях Зимнике и Сарсазе, так как они находятся вблизи города Юрги. Что касается городов области, то мечетей здесь не было никогда. Они возникли в основном в советский период. И мусульмане сюда приехали в 20-е годы, когда в Поволжье был голод, в 30-е много репрессировали из Поволжья и Урала, а послевоенные годы по разнарядке привозили татарскую молодежь для работы на шахтах. Официальная община мусульман существовала с 1943 по 1949 год в г. Порокопьевске.
- основная масса мусульман в области это татары и башкиры, но численность их сокращается. В настоящее время в области официально зарегистрировано около двадцати мусульманских организаций, две из которых централизованные религиозные организации. Это ЦРО «Объединение мусульманских организаций Кемеровской области» находится в Прокопьевске и возникла в 2001 году, а также ЦРО «Духовное управление мусульман Кемеровской области» находиться в Кемерово, возникла в 2009 году. Все организации взаимодополняют друг друга. В основном мечети посещают мусульмане из Средней Азии и Кавказа. Проповеди проводятся на русском языке. Задача лидеров религиозных организаций – восстановить тот стержень, на котором держалась и сохранилась нация, его культура, язык. Этот стержень бесспорно – ислам.
- ислам способствовал трансформации разрозненных этнических культурных групп – тюрских, угорских, самодийских племен – в одну большую этническую культурную группу, которая называется «сибирские татары» (XIV–XV вв.). Сибирские татары стали культурным «ядром» для создания большой мусульманской уммы в Сибири. К ним в разные исторические времена присоединялись мусульмане из Поволжья, Урала, Средней Азии и Кавказа.
В завершение хочется отметить, мы сами мусульмане должны изучать свою историю. За нас это никто не сделает. Подобные исследования помогают исторически доказать что ислам и мусульмане занимают достойное место в развитие российского общества. А при выработке религиозной политики необходимо учитывать позитивный и негативный исторический опыт в межрелигиозных отношениях, особенно там и тогда, когда затрагиваются интересы исламской религии. В этом отношении история ислама в Кемеровской области более чем поучительна.
Теперь будет исправлен пробел в истории Ислама на Кузбассе, нужная работа... Пусть Аллах воздаст благом!
MARIO MARIO
26 Февраля 2017г. Ответить
0
В Татарстане ликвидируют татароязычную радиостанцию «Тартиб», ориентированную на мусульманскую аудиторию. Об этом сообщила главный редактор Ризаля Исмагилова. Она рассказала, что власти навязывают ей слияние с государственной радиостанцией «Болгар», которое будет означать упразднение специфического контента «Тартиба».
И хотя «Тартиб» является чисто национальным татароязычным радио, с насыщенным музыкальным репертуаром, вместе с тем имеет и исламский блок вещания.
«Я ни в коем случае не выступаю против «Болгара», нет! Но нам надо искать другие пути. Почему в Казани, где соотношение татар... и русских — 50 на 50, русскоязычных радио 30 с лишним, и всего 3 татарских, да еще одно из них ликвидируем? Это неправильно», - посетовала Исмагилова.
Она продолжила: «Большинство же наших слушателей сидит, ждет азан, ждет проповедей имамов. Они читают намаз, ориентируясь на нас».
Mестные власти фактически ведут борьбу не только против исламской идентичности татарского народа, но национального самосознания татар.
Национальное движение в Татарстане нейтрализовано силовым методом, русские попы из РПЦ активно разворачивает миссионерскую деятельность в республике (запустив проект «православные татары»), а власти в Казани боятся высказать хотя бы озабоченность положением с правами татар-мусульман в соседней Мордовии (Белозерье).
Теперь закрывают одно из последних татарских радио Читать дальшеЗакрыть
Ответить
Теперь будет исправлен пробел в истории Ислама на Кузбассе, нужная работа... Пусть Аллах воздаст благом!
Ответить
В Татарстане ликвидируют татароязычную радиостанцию «Тартиб», ориентированную на мусульманскую аудиторию. Об этом сообщила главный редактор Ризаля Исмагилова. Она рассказала, что власти навязывают ей слияние с государственной радиостанцией «Болгар», которое будет означать упразднение специфического контента «Тартиба». И хотя «Тартиб» является чисто национальным татароязычным радио, с насыщенным музыкальным репертуаром, вместе с тем имеет и исламский блок вещания. «Я ни в коем случае не выступаю против «Болгара», нет! Но нам надо искать другие пути. Почему в Казани, где соотношение татар...
Читать дальше
Ответить
Интересно!