Зачем Папе Римскому «суннитский Ватикан»

Посланник Ватикана на встрече с саудовским королем. Фото: en.abouna.org

Посланник Ватикана на встрече с саудовским королем. Фото: en.abouna.org

Теги:

0
26 Апреля 2018г. (10 Шабан)
На прошлой неделе в Саудовской Аравии побывал с официальным визитом президент Папского совета по межрелигиозному диалогу кардинал Жан-Луи Торан. Он встретился с королем  Салманом, министром иностранным дел Аделем аль-Джубейром и вице-губернатором Эр-Рияда, генеральным секретарем Всемирной мусульманской лиги принцем Мохаммедом бен Абдуррахманом бин Абдулазизом.

Казалось бы, какие могут быть общие интересы у Ватикана и страны-хранительницы двух главных святынь ислама? Тем не менее, они нашлись.  Как отмечает ИА Regnum официально речь шла межрелигиозном диалоге, статусе христиан на Ближнем Востоке вообще и в Саудовской Аравии в частности, а также, по словам директора департамента информации Организации исламского сотрудничества Махи Акиль, «совместном противостоянии разрушительным силам зла, которые пытаются посеять семена религиозной нетерпимости, фанатизма и ненависти».

Вот на этом пункте стоит остановиться подробнее. Не секрет, что для Саудовской Аравии основным идейным и геополитическим соперником в регионе является Иран. Именно эта страна претендовала в течение двух президентских сроков Барака Обамы на роль региональной super power (сверхдержавы). Венцом этой политики стала «ядерная сделка» с Тегераном от лица ведущих мировых сил: США, ЕС, Китая России и ООН. Фактически за Ираном признавался статус ядерной державы, хотя и с оговорками про «иранский мирный атом», а последовавшее за этим снятие санкций увеличивало экономический потенциал этой страны многократно.

Для Ирана это стало мощным подспорьем в его политических планах и дало возможность нарастить усилия на сирийском треке, фактически сделав его там самой влиятельной силой. Далеко не всем понравились эти перемены, и в первую очередь богатым странам Персидского залива, которым не хотелось проигрывать партию «по очкам».

Ситуация изменилась, когда к власти в США пришел Дональд Трамп, который поклялся расторгнуть ядерную сделку с Ираном, которая напрямую угрожает Израилю в первую очередь потерей статуса единственной ядерной державы на Ближнем Востоке и коренным изменением статуса-кво в регионе не в его пользу.

Вы спросите, причем здесь Ватикан? Дело в том, что ситуация на Ближнем Востоке непосредственно влияет на то, что происходит в Европе. У Ватикана есть свой глобальный проект, который иногда называют «Объединенная Европа». Точнее назвать его католическим, так как он объединяет все страны, в которых сильно влияние католической церкви, а это кроме всего прочего и Южная Америка, и некоторые государства Юго-Восточной Азии, например, Филиппины. Приток беженцев в Европу размывает ее цивилизационные основы, а Ватикану необходимо их сохранить, так как Старый Свет – его опорная база, и поэтому он заинтересован в ближневосточном урегулировании.

Кроме этого на Ближнем Востоке до последнего времени сохранялись большие католические общины. Если в Сирии и Ираке они в значительной мере исчезли, то в Ливане, Египте и других странах они сохраняются. В Иерусалиме сидит католический патриарх, а в самой Саудовской Аравии, по некоторым данным, проживает 1,5 миллиона мигрантов-католиков из Филиппин, Индии, Ливана. Закрепить свой контроль над ними также в интересах Ватикана.

Иран сейчас находится не в самом выгодном положении, а Саудовская Аравия, пытается активно изменить баланс сил в свою пользу, для чего привлекает на свою сторону разнообразных союзников.

Впрочем Ватикан, как мощная финансовая структура, связанная с крупным европейским капиталом  и обладающая политическим влиянием в ареале распространения католичества интересует не только Саудовскую Аравию, но и Турцию, которая также претендует на лидерство в регионе и подозревает Садовскую Аравию в желании стать эдаким местным «суннитским Ватиканом».

Настоящий же Ватикан выступает в данном случае в образе «богатой и влиятельной невесты», которую каждый из ближневосточных игроков пытается «сосватать» за себя. Иран, кстати, здесь не исключение, учитывая его 30-летние дипломатические отношения со «Святым Престолом».

Но, похоже, последний будет крайне придирчив в выборе партнера, ибо цена ошибки здесь будет очень высока.

Перефразируя одну известную песенку надо быть «за тех, кто побеждает», чтобы потом встроиться в «чудный новый» мир.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика