В Крыму пройдет выставка мусульманской калиграфии

Каллиграфическая композиция В.А.Попова «Мухаммад» с использованием компьютерной техники

Каллиграфическая композиция В.А.Попова «Мухаммад» с использованием компьютерной техники

Теги:




0
08 Октября 2014г. (13 Зу-ль-хиджа)
Выставка "Единение.Мир Калиграфии" пройдет в Старом Крыму (Симферополе). Об этом ИА IslamNews сообщили в оргкомитете конференции, посвященной 700-летию мечети хана Узбека, в рамках которой пойдет данное мероприятие.

Три художника-каллиграфа из Казани представляют древнюю исламскую традицию в процессе её возрождения – от традиционных классических форм, принятых у татар Поволжья и Крыма, до современных, остро оригинальных композиций и техник. В Средневековье каллиграфические традиции булгар и крымских татар были едиными – как часть общего арабоязычного священного искусства мусульман. Немаловажно, что и православные московские государи (вплоть до Петра Первого) имели свои тугры – именные знаки, исполненные арабским письмом, специально для дипломатической переписки с властителями Востока. Так каллиграфия служила общению между народами (славянами и тюрками) ещё в Средние века.

Наджип Наккаш – профессиональный филолог, исследователь древнебулгарской литературы, возродил каллиграфию в Поволжье в 1990-ые годы. Он увлёк современников жанром «тугры» – древнетюркского родового знака, который в наше время стал эмблемой, гербом, лейблом личности или фирмы. А также средством возрождения и укрепления семейных ценностей – ибо через родовую память, выраженную зримо, укрепляются связи поколений.

Однако, расцвета эта древняя традиция достигла в творчестве Заслуженного художника Российской Федерации и Республики Татарстан, Народного художника Татарстана, Заслуженного деятеля искусств РТ Владимира Попова. Высокий профессионал реалистических форм живописи и графики, он увлёкся каллиграфией… в 70 лет. Показал свои открытия на многочисленных выставках в странах Ислама, организовал выставочный проект «Каллиграфия за мир» совместно с мастерами из Турции, Марокко и Новой Зеландии. А к своему 90-летию в 2014 году получил высшую государственную награду Татарстана в сфере культуры – Премию имени Габдуллы Тукая.

Его свободная фантазия сотворила новый феномен – каллиграфию 21 века. Попов – ветеран Великой Отечественной войны, бравший Берлин, награждён тремя боевыми орденами и более чем пятнадцатью медалями. Участвовал в сражениях на севере Крыма за Сиваш. В послевоенное время не раз бывал на пленэрах в Крыму, где наряду с реалистическими пейзажами создал акварельные пейзажи с кораническими аятами по-арабски.

А тугры Попова исключительны и по неожиданности композиционных решений и по глубине психологической портретности. Среди них вновь возрождённая традиция арабоязычных тугр для первых лиц Государства Российского – Путина, Медведева, Шаймиева и др. – а также глав исламских государств мира.

Увидев работы Попова, крупнейший в мире арабист, директор Государственного Эрмитажа (Петербург) написал: «Вы удивительно красиво делаете очень важное дело – придаёте новый межцивилизационный аспект традициям мусульманской каллиграфии. Да поможет Вам Бог! Искренне Ваш Михаил Борисович Пиотровский».

Третий участник выставки – студентка турецкого университета, молодая ученица Попова Гульназ Исмагилова – пример эстафеты «от учителя к ученику». Её творчество – залог того, что исламская каллиграфия вдохновит ещё не одно поколение молодёжи.

Экспериментальное творчество Газинура Рахматуллина, который свои работы называет «растровой изо-трансформацией», дополняет каллиграфическую экспозицию и сюжетно и по форме. Сюжетно это виды тюркских святынь в Казани, Булгаре и Крыму. А по форме это исполненные с помощью современных оптики и компьютерных технологий, космические по мироощущению пейзажи. Зритель его картин становится «халифом», которому Творец открывает бесконечную Вселенную.

В экспозицию также будут включены экспонаты из фондов Крымскотатарского музея искусств: вышивки, амулетницы, копии писем крымских ханов, репродукции каллиграфических произведений крымских мастеров 19-20 вв. Мехмеда Назифа и Халима Озьязыджы, а также работы современных крымскотатарских художников Гульнары Османовой, Абдюля Сеит-Аметова и Лили Абибулаевой.

Куратор выставки – московский исламский культуролог, поэт и журналист Джаннат Сергей Маркус. Он убеждён, что именно Казань дала почву этим художникам, как перекрёсток культур Востока и Запада, как волжские врата России в Азию. А Казань и Крым – части единого в культуре, языке и религии Тюрксой – Тюркского мира с его исламской верой. Современная Россия наследует и творчески развивает многообразные традиции Евразийской цивилизации с её тюркскими и славянскими корнями, традициями Веры Авраамовой (православия и ислама).

Название выставки – «Единение. Мир каллиграфии» – побуждает зрителя к творческому размышлению над вопросами: что такое многообразие в Единстве, единство Творца, взаимообогащение культур и народов?

На выставке посетители смогут увидеть и сами произведения, и видеофильмы, а также пообщаться с авторами, пройти мастер-классы и получить буклеты, постеры и открытки.

Искусство исламской каллиграфии живёт в современности, утверждая «цветущую сложность» Российской цивилизации, обретая новые черты и вовлекая молодёжь в процесс живого сотворчества. Утверждает высшие духовные и нравственные ценности, несёт свет миротворчества – Нур – и подлинный мир – Салам алейкум! – в души современников.

Адрес – Симферополь, Музей крымскотатарского искусства, ул. Чехова, дом 17

Время открытия – 14 часов 14 октября 2014 года

 

Автор: Джаннат Сергей Маркус

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика