Али Полосин: мусульмане заявляют свою гражданскую позицию всему обществу

Профессор Али Полосин

31 августа 2021 г. в РИАН состоялась презентация нового учебного пособия «Гражданская идентичность российских мусульман». Соавторы: проф. БИА, зам. директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Али В. Полосин, проф., ректор РИИ (Казань), председатель Совета по исламскому образованию Рафик Мухаметшин, зав. кафедрой Пятигорского Госуниверситета доцент Ибрагим Ибрагимов. Пособие вышло под грифом Болгарской исламской академии и по решению ее Ученого совета с вводным словом и. о. ректора Айнура Тимерханова, при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. Затем аналогичные презентации прошли в Казани, в Пятигорске, Саратове и Саранске… Наши вопросы – соавтору Учебного пособия, проф. Али Полосину.

– Откуда взялся термин «гражданская идентичность мусульман» и как выкристаллизовалась идея создания учебника?

– Гражданская идентичность – осознание своей общности со всеми гражданами своей страны. Такое представление было всегда, например, при создании Мединского государства гражданами стали местные мусульмане, мусульмане, переселившиеся из Мекки, иудеи и местные язычники. А названия этого понятия, термины, менялись в зависимости от строя, уклада и тп. В современном арабском богословии существует понятие «аль-ватания» – от «аль-ватан» (родина). Его можно перевести как «национальное государство» или «гражданская идентичность». Сами арабские богословы так и понимают это слово, что важно для нас в плане соответствия основным богословским понятиям. Граждане называются «муватинун».

Идея о том, чтобы заявить свою гражданскую позицию всему обществу выкристаллизовалась довольно давно. Она стала ответом на начавшиеся огульные обвинения ислама как религии в актах террора в России и по всему миру. Возникла необходимость заявить о своих взглядах на общество, на государство, на иноверцев посредством не богословского, мало понятного иноверцам, а скорее гражданского документа, общественной декларации, излагающей позиции ислама по всем актуальным проблемам и при этом имеющей обоснование в священных текстах.

В 2015 году в Булгаре была принята Социальная Доктрина российских мусульман, подписанная авторитетными муфтиями. Дальше встал вопрос доведения этой декларации до имамов и широкой общественности. Следующим шагом было принятие в 2019 г. исламских образовательных стандартов, в которые было введено понятие «гражданская идентичность мусульман», тогда и начали разрабатывать одноименное учебное пособие.

Учебник в первую очередь нужен для того, чтобы мусульмане четко знали свои позиции в гражданском обществе – что они граждане, имеют свои гражданские обязанности, которые они должны выполнять, и гражданские права, которые в отношении них должно выполнять государство, а они соответственно могут защищать их законным образом. Богословие рассматривает законы государств, включая конституции, как общественный договор (первый из них – Мединский договор, подписанный самим благородным Пророком), а договоры, согласно исламскому праву, обязательны к исполнению. Мусульманин не имеет права без каких-то экстраординарных обстоятельств нарушать договор. Все это подробно разъясняется на страницах учебника.

– Уверен, что найдутся те, кто возразят, что само понятие гражданство является нововведением как нечто новое, чего не было во время Пророка…

– Это не нововведение. Гражданство было всегда, когда было государство: и при королях, и при царях, и при фараонах. Если есть государство, то есть и носитель этой государственности, гражданин, как бы в древности он ни назывался. В Греции были города-государства – полисы, гражданин назывался политис, носитель государственности, а политика – это управление полисом. Было оно и во время пророка Мухаммада (мир с ним и благословение Аллаха). На это явственно указывает Мединская конституция, которая регламентировала правовой статус жителей города различных вероисповеданий. Просто в разные эпохи гражданство называлось по-разному. При монархии были подданные и верноподанные его величества. С появлением республик возникла необходимость в современных реалиях выразить наше отношение к государству, к обществу, к другим религиям на современном, всем понятном языке.

– В учебнике прослеживается противопоставление понятия «аль-ватания» такому понятию как халифат…

– Аль-ватания не противопоставляется «халифату» историческому, который был при Абу-Бакре (радиаллаху анху). Но мы приводим историю из Ат-Табари, где описано, как халиф Умар (радиаллаху анху) осудил человека, обратившегося к нему: «халиф Аллаха», отметив, что это звание Аллах относит только к пророку Дауду (мир с ним). Запретил Умар именовать его и «халиф Пророка», сказав, что это только Абу-Бакр, и он в могиле. В итоге он одобрил обращение «повелитель правоверных», «амир муимин». Идею замещения Пророка другими людьми Аллах Всевышний не посчитал нужным довести до нас ни в Коране, ни через Сунну Пророка. Какие основания, чтобы не следовать словам праведного амира правоверных Умара (радиаллаху анху)?

– А как же праведные халифы?

– Понятно, что нескольких первых правителей правоверных называют халифами. Это дань глубокого уважения к ближайшим сподвижникам Посланника Всевышнего, которые по факту выступали в роли представителей и заместителей Пророка. Пророк назвал их среди 10 человек, обитателей Рая. Но правильно ли считать заместителями самого благородного Пророка людей, которые никогда не видели Пророка, и мы не знаем его отношение к ним, и в число «обрадованных раем» они не входят, а было немало и таких, о которых можно было предположить нечто совсем иное – какие могут быть основания и далили, чтобы так называть этих людей заместителями Пророка? Имараты как земные государства, созданные по принципу практической целесообразности и пользы для мусульман того или иного региона, не присваивающие себе полномочия Пророка, – такие государства многократно создавались в истории, и сейчас такие есть. И это естественно. Ничто не мешает мусульманам совершенствоваться в любом государстве, которое не запрещает веру.

– Кто будет учиться по вашему учебнику?

– Прежде всего, мусульмане. В первую очередь, пособие рассчитано на магистерскую программу, а затем и на бакалавриат. Также готовится упрощенный вариант для медресе, над которым работает проф. Рафик Мухаметшин, соавтор учебного пособия.

– Занятия уже проводились, как реагировали на пособие студенты?

– Как раз на прошлой неделе в Болгарской исламской академии я провел занятия по первым главам этого учебника для тех, кто поступил в магистратуру. Со стороны студентов был проявлен живой интерес, были активные дискуссии. В процессе обсуждения и ответов на вопросы мне приходилось приводить дополнительные аргументы – не только из учебника. Это является хорошим стимулом для дальнейшей работы по данной дисциплине. В целом я очень удовлетворен этой первой практикой.

– Какие тезисы звучали в ходе дискуссии?

– Разбирались различные модели, появившиеся после эпохи Пророка и сподвижников. В эпоху национальных государств родилась модель «аль-ватании». Она сегодня доминирует у богословов арабских странах, таких как Саудовская Аравия, ОАЭ, Марокко, Кувейт и т.д. Сегодня на эту тему пишутся богословские книги. «Аль-ватания» увязывает мусульманина с местом его рождения, где он может оставаться добропорядочным верующим, свободно жить по канонам своей религии и в то же время быть ответственным гражданином и полноценным членом общества. Эта концепция была позитивно воспринята многими мусульманами нашей страны.

– Почему сегодня нужно рассматривать халифат?

– Сейчас многие мусульмане объявляют себя «халифом Пророка» с правом судить других людей вплоть до смертной казни, хотя непонятно, кто им это право дал. И все это делается на территории, которая уже кому-то принадлежит и на которую распространяется чей-то суверенитет. А это уже является мятежом против существующего государства и нарушением его законов.

Самозванство в части провозглашения себя «заместителем Пророка» с правом вершить от имени Аллаха суд над людьми, ничего общего с исламом не имеет. Законный суд может быть только государственным, когда обеспечивается возможность защиты и объективность при рассмотрении дела. От имени Аллаха никто не имеет права навязывать каких-то политических решений, ибо он не пророк, но на самом деле этого не делал и сам благословенный Пророк. Он учил неукоснительно исполнять все, что касается религии, здесь он ни с кем не советовался, а в светских делах всегда обращался к совету (шуре), подчеркивая, что является простым смертным человеком «башар», не застрахованным от ошибок. Такие случаи описываются в Сунне, например, в хадисе о выращивании фиников или в хадисе о тактике сражения при Бадре. Образно говоря, государство есть система управления обществом с целью выращивания фиников и обеспечения безопасности, и для этого нужны профессионалы, а не голословное хвастовство, что, дескать, от того, что я мусульманин, все само собой получится. И благородный Пророк показывал нам всем пример, когда, как «башар», советовался по мирским вопросам с профессионалами.

– Вы отметили, что гражданская идентичность проявляется как совокупность не только обязанностей, но и прав. А как быть в ситуациях, если с исполнением обязанностей все более-менее хорошо, а вот права религиозных общин зачастую нарушаются?

– Надо защищать свои права по закону. В России есть яркий пример с недавно покинувшей нас, я считаю, праведницей Альмирой Адиатуллиной. В свое время встал вопрос о возможности фотографироваться в паспорт в платках. Суд в Татарстане это запретил. Дело о платках дошло до Верховного суда России – тоже запретил. Тогда уважаемая Альмира ханум обратилась в последнюю инстанцию – в Президиум Верховного суда, который пересмотрел дело и вынес решение в пользу мусульманок.

Конечно, что такие вопросы не решаются сразу. Но надо понимать: дело не в том, что где-то сидит вредный чиновник-исламофоб и специально вредит. Есть определенное общественное мнение, которое складывалось веками, когда с недоверием относятся ко всему, что исходит со стороны «этнических» мусульман. В каких-то регионах оно до сих пор доминирует. Пока мы не изменим это общественное мнение, кивать на отдельных чиновников бесполезно. Вопрос связан с проповедью ислама не только словом, но и своим поведением, как это делал Пророк. Как это было в Юго-Восточной Азии, в Индонезии и Малайзии, которые приняли ислам в результате честности и порядочности мусульманских купцов.

– Вы презентовали учебник в нескольких регионах. Каков был посыл презентации и какова была реакция?

– Презентация ставит задачу общественного обсуждения этого учебника. Это касается в первую очередь концептуальных вещей, которые должны быть рассмотрены и богословским, и светским научными сообществами. Книга специально издана ограниченным тиражом как предварительный вариант, для общественного обсуждения. На данном этапе важно внести поправки, исправить возможные недочеты и технические ошибки. Мы получаем различные замечания, в том числе и критические, а также предложения по доработке книги. В ноябре мы планируем издать книгу уже большим тиражам, ин ша Аллах, с учетом всех поступивших конструктивных пожеланий.

В целом пособие восприняли очень позитивно. Один известный и уважаемый имам из Татарстана даже сказал, что такой учебник ждали тридцать лет, чтобы сами мусульмане лучше ориентировались в окружающей действительности. Каждый человек стоит на земле, на которую распространяется суверенитет и законы государств. Он должен эти законы знать и соблюдать, как того требует Всевышний Аллах. Более того в 90-х годах нам попадало много учебников из других стран, в которых было понятие гражданской идентичности, но только в отношении других стран, где эти книги и писались. Мы нисколько не осуждаем патриотизм мусульман в отношении их земной Родины, но и у нас, в России, должно быть свое воспитание гражданственности и патриотизма в отношении нашей Родины.

– «Гражданскую идентичность» планируется преподавать в рамках отдельной дисциплины?

– Да. Она уже есть. В Болгарской исламской академии она называется «Гражданская и этно-конфессиональная идентичность мусульман». Эта дисциплина будет весьма полезной для изучения в светских вузах в рамках религиоведения. Есть такая научно-образовательная теологическая ассоциация – «НОТА», в которую входит БИА, РИИ и другие вузы, включая МГУ, СПбГУ. В ней состоят эксперты, в том числе из Министерства просвещения. Ассоциация взяла наше учебное пособие на экспертизу с последующим представлением своих поправок. И в случае одобрения, мы рассчитываем получить статус «учебника, рекомендованного Министерством», чтобы стать доступным для широкой аудитории.

– Вы считаете, что это поспособствует гармонизации отношений государства и ислама?

– Надеюсь, что да. Ин ша Алла!

Автор: Марат Расулов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

ashir01 08 Октября 2021г.
Ответить

Знаковый труд

Мувахид 07 Марта
Ответить

Двойственная позиция. Решать все по закону, если только обоюдно по понятийному. Как принято на нашей общей Родине

Яндекс.Метрика