Возрождение Отрара: эти стены полгода горели от масляных молний…

У главных крепостных ворот Отрара

У главных крепостных ворот Отрара

Теги:


0
17 Ноября 2021г. (11 Раби ас-сани)

К 750-летию Золотой орды в Казахстане принят государственный план юбилейных мероприятий. Открываются музеи, проводятся конференции, круглые столы, реставрируются мавзолеи и средневековые городища. Отдельно по программе «Возрождение древнего Отрара» понимается из руин в Туркестанской области город-герой Отрар, в течение полугода сдерживавший натиск туменов Чингисхана.

Отрар – камень преткновения в дискуссиях потомков ордынцев. Одна крайность, когда представители разных тюрко-кыпчакских народов спорят, кто из них главный наследник Алтын орды, и каждый тянет одеяло на себя. И другая, противоположная: Орда – не тюркское, а монгольское государство, и незачем популяризировать Чингисхана и его наследников, уничтоживших Отрар.

На этом месте находилась главная джума-мечеть 

 

Отдельные авторы задаются вопросом: наши казахские предки героически обороняли Отрар в 1219 году или «героически» штурмовали город? 

И это тоже самое, как в Казани спорили бы: предки татар героически защищали Великий Булгар в 1236 году от Бату-хана или героически атаковали столицу волжских булгар? 

Или в Тобольске: наши предки героически держали оборону Искера от Кучум-хана в 1563 году или героически штурмовали Искер вместе с Кучумом?

Истина в том, что мы потомки тех и других.

На дне колодца керамические канализационные трубы 

 

В советское время в Казахстане преобладала первая точка зрения: предки защищали Отрар (хотя все казахские ханы были джучидами!).

«Белый город Отрар, где высокие стены твои? Эти стены полгода горели от масляных молний. Двести дней и ночей здесь осадные длились бои», - писал Олжас Сулейменов. В год развала СССР был снят художественный фильм «Гибель Отрара», где акценты были также расставлены сообразно духу времени. 

В старших классах я зачитывался книгами, в которых рассказывалось об Отраре. Искал новые упоминания о славном кипчакском городе, давшем миру великого мусульманского философа, математика Абу Насра Мухаммада аль-Фараби. Пробовал даже что-то сочинять в стихотворной форме о защитниках дерзкой крепости на границе империи Хорезмшахов. Пытался исследовать родословную Каирхана/Иналхана, наместника Хорезмшаха в Отраре. Словом воспылал чувствами к древнему городу, поэтому неслучайно, попав сюда впервые через много лет в составе группы журналистов, разволновался настолько, что, направляя объектив фотокамеры из стороны в сторону, разглядывая башни, не заметил, как оказался на самом краю рва у крепостных ворот. Еще пару сантиметров и мог бы рухнуть со своими 85-килограммами чистого веса вниз, в глубокий ров, куда в 1219 году попадало немало воинов Чингисхана, сраженных из башен стрелами отрарцев. В те времена ров вероятно был заполнен водой из Сырдарьи, сейчас внизу камни, и упасть на них с трехметровой высоты было бы очень неприятно. 

Одним из первых объектов в Отраре восстановили крепостные ворота, через которые одиннадцать столетий назад уходил в дальнюю дорогу на юг юный Абу Наср аль Фараби. В те годы Отрар назывался Фарабом и был он самой северной глубинкой Аббасидского халифата. Подобно тому, как из разных глубинок России сегодня тянет юные таланты в Москву, так и в те времена лучшие умы отправлялись в Багдад. В столице халифата аль Фараби состоялся как ученый, далее его путь лежал в Дамаск.

Осколки горшков валяются по всей территории посада

 

 

 

Отрар возрождается. На древнюю кладку ложатся современные кирпичи, стилизованные под старину. Установлены бронзовые фигуры воинов, каравана верблюдов, но кажется, что лучше бы их не было. Без них крепостные башни более реалистичны, хоть и новодел. 

В глубине канализационного колодца в шахристане видны подземные коммуникации, толстые керамические трубы, по которым за город стекала использованная вода. Старый Отрар был благоустроен, во всяком случае его шахристан. Но в каком веке? Информационные таблички хранят на сей счет молчание. 

Тут и там на территории, если углубиться дальше, валяются осколки посуды с синей глазурью. Еще за территорией крепости я был удивлен тому, что древние посудные черепки запросто валяются под ногами. Это притом, что археологические работы начались в Отраре десятилетия назад. В самой крепости осколков старины оказалось еще больше. Сделав таямум (очищение песком) в виду отсутствия воды, я совершил намаз на месте отрарской джума-мечети, поражающей своими размерами. 

«Судьба Отрара мне напоминает историю кипчакского народа», - писал Олжас Сулейменов: «…За века последующие кипчаки так и не смогли подняться и вновь обрести самостоятельность. Они ассимилировались в среде племен, увлеченных чингизидами, и после развала империи вошли в состав казахского, узбекского, татарского, каракалпакского и башкирского народов…»

Мнение о том, что воины Чингисхана не оставили в Отраре камня на камне преувеличено, полагают некоторые современные историки, масштабы разрушения не были столь катастрофичными, судя по археологическим исследованиям. Как бы там ни было, жизнь города продолжилась, и здесь в 1405 году умер Тамерлан, решив отправиться на завоевание Китая. 

Что-то похожее на обломок каменной ванны

 

 

 

Вот как это описывается в «Зафар-намэ»: «…не прошло еще и пяти месяцев, как он направился на неверных Китая и Чина. И он дошел до Отрара, откуда до Самарканда семьдесят шесть йигачей пути. По прибытии туда десятого шаабана в среду (11.02.1405) у государя в естестве появилось изменение, поднялся жар. Государь Сахибкиран покаялся за все свои грехи… Царевичи и госпожи, бывшие в Отраре, в четверг ночью восемнадцатого дня месяца (19.02.1405), во время ночного намаза, затянув гроб шелками, вместили в паланкине, вывезли из Отрара и направились в Самарканд…».

Столетия назад ров был заполнен водой

 

 

 

В начале 18 века Отрар в очередной раз подвергся разрушению, уже джунгарами, как крепость Казахского ханства. Но вновь после разгрома джунгар поднялся подобно птице Фениксу из пепла. Окончательно жители покинули Отрар в 19 веке, после того как город остался в стороне от торговых путей. Сегодня древний Фараб возрождается уже как музей под открытым небом, и как напоминание о неисповедимости, непостижимости Пути Всевышнего, сделавшего потомков защитников крепости и их противников одним народом. 

Так караваны прибывали в древний Фараб

 

 

 

 

 

 

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Реклама

Яндекс.Метрика