Муфтий Татарстана стал доктором исламских наук

Муфтий защитил докторскую диссертацию, посвящённую вкладу татарских богословов в области корановедения
 

После продолжительного перерыва в стенах Болгарской исламской академии вновь собрался Диссертационный совет под руководством доктора шариатских наук преподавателя Академии Аль-Захрави Мухамеда Аймана, чтобы дать оценку докторской диссертации муфтия Татарстана Камиля Самигуллина.

Для исследования татарстанский муфтий выбрал интересный и малоизученный вопрос – «Вклад татарских богословов в коранические науки и изучение расма (правил записи) Корана». В качестве научного руководителя работу Самигуллина курировал доктор шариатских наук, преподаватель БИА Саиф Али ал-Асри. Стоит отметить, что впервые в истории современного российского исламского богословия был представлен анализ деятельности татарских учёных в области корановедения.

В своей докторской диссертации Самигуллин приводит аргументы в пользу первой роли татар в печатании Корана среди других мусульманских народов, а также сообщает, что татары первыми среди других мусульманских народов издали его с учётом консонантной основы текста в 1803 г., а в 1848 году в Казани был издан Коран, на полях которого были показаны десять канонических систем декламации. Таким образом, исследование Камиля Самигуллина расширяет и конкретизирует представления о существенном вкладе татарских богословов XIX – нач. XX вв. в коранические науки, в частности, в разделы графики и письма Корана, способов его чтения, а также в освещение вопросов его толкования.

«Несмотря на то, что в последние три десятилетия появилось много трудов по истории татарской богословской мысли, татарское богословское наследие изучено и исследовано не в полной мере. Множество трудов дореволюционных татарских богословов, внёсших значительный вклад в развитие богословской мысли, не стали предметом специальных исследований, основывающихся на современной методологии, не изданы в новой научной редакции на языке оригинала. В связи с этим, считаю, что есть острая необходимость полноценного исследования вклада татарских учёных в области коранических наук, в частности, в разделах консонантной основы текста Корана и канонических систем его декламации», – подчеркнул в ходе защиты муфтий Татарстана.

Объектом исследования лидера татарстанских мусульман стало богатейшее наследие татарских богословов в области толкования Корана и коранических наук. По словам Самигуллина, главная цель его работы – исследование вклада татарских богословов в изучение консонантной основы текста Корана.

«В своей работе я проанализировал труды татарских учёных, изданные на рубеже XIX–XX вв. Их можно разделить на три типа. Во-первых, это татарские толкования Корана, такие как «Тафсир Ногмани» Ну‘мана ибн Амира ас-Самани (первая половина XIX в.), «Тафсир ал-фаваид» Хусайна Амирхана (1814–1893) и «ал-Иткан фи тарджамат ал-Кур‘ан» Шайх-ал-ислама ал-Хамиди (1869-1911). Все эти труды по толкованию Корана написаны на старотатарском языке на основе арабской графики. Во-вторых, это трактаты по определённым аспектам корановедения татарских авторов, такие как «Китаб ал-фаваид ал-мухимма» Шигабутдин Марджани (1818-1889) на арабском языке , «Кур’ан ва таба‘ат» Ризаэтдина Фахретдина (1859-1936) на старотатарском языке и «Шарх Таййибат ан-нашр фи ал-кираат ал-‘ашр» Мусы Бигиева (1875-1949) на арабском языке», – пояснил муфтий Татарстана.

К третьей группе источников же Камиль Самигуллин отнёс исторические произведения учёных Волго-Уральского региона, например, труд «Талфик ал-ахбар ва талких ал-асар фи вакаи‘ Казан ва Булгар ва мулук ат-татар» Мухаммад-Мурада ар-Рамзи (1854-1934) на арабском языке.

В своём исследовании муфтий отдельное внимание уделил происхождению современной арабской письменности и собиранию мусхафа Корана в эпоху Абу Бакра и Усмана. В главе, посвящённой исследованию расма мусхафа Самигуллин сделал упор на вклад татар-мусульман в изучение консонантной основы текста Корана и в печатание мусхафа. Достоверно известно, как рассказал во время защиты татарстанский муфтий, что в Казани действовал целый коллектив видных учёных и знатоков канонических систем декламации Корана под руководством Мухаммад-Садика Иманкулый.

В ходе защиты муфтий Татарстана обозначил несколько принципиально важных моментов, на которые сделал основной акцент в рамках своего диссертационного исследования. Так, к примеру, по его словам, татарские толкователи Корана всегда следовали самому распространённому в исламском мире методу толкованию: толкование Корана Кораном и Сунной, толкованиями, переданными от сподвижников и таби‘инов. При этом, по словам Самигуллина, они опирались на отдельные толкования учёных предыдущих периодов, приводя вместе с этим и собственные толкования отдельных слов Корана, и лингвистические примечания к ним.

Также важно отметить, что рукописный Коран, известный как самаркандский мусхаф и хранящийся сейчас в Ташкенте, в своё время изученный Шигабутдином Марджани, не является копией или вариантом Корана усмановской редакции, или его нельзя отнести к мусхафу Усмана.

«Хочу также подчеркнуть принципиальную позицию татарских богословов по отношению к консонантной основе текста Корана. Согласно их мнению, только такой вариант является каноническим, что соответствует единодушному мнению авторитетных исламских богословов. Это и послужило причиной издания мусхафа Корана в полном соответствии с консонантной основой в 1803 году. Особенно ценными в первых изданиях Корана являются примечания на полях, в которых были показаны десять канонических систем декламации Корана. Среди таких изданий – вариант 1848 г. А первое же издание Корана в Казани состоялось в 1801 г. Данный факт указывает на то, что именно в Казани был напечатан первый мусхаф среди земель исламского мира», – подытожил Самигуллин.

Выступление Камиля Самигуллина вызвало особый интерес среди членов диссертационного совета Болгарской исламской академии и положительный отклик не только от сторонних рецензентов, но и от официальных оппонентов. Так, член диссертационного совета, арабист, доктор исторических наук Дмитрий Микульский поинтересовался, на какие мусхафы Камиль хазрат опирался в своей работе. В свою очередь научный руководитель соискателя Саиф Али ал-Асри подчеркнул, что Самигуллин лично связан с заявленной в исследовании темой, поскольку является хафизом Корана и занимается этим вопросом профессионально, издаёт мусхаф, изучает рукописи и старые издания.

«Представленная докторская диссертация – сливки этой длительной работы на протяжении нескольких лет. У него есть не только теоретическая составляющая, но и обширная практика по данному вопросу. Таким образом, Камиль Самигуллин является практикующим исследователем», – отметил научный руководитель.

По словам Ибрахим ал-Мурейхи, доктора шариатских наук, председателя Верховного шариатского суда (Королевство Бахрейн) и оппонента Самигуллина, тема, поднятая в диссертации крайне важна, поскольку касается величайшего источника мусульман – Корана. Напомнив собравшимся, что на базе Болгарской исламской академии была издана работа, посвящённая вкладу татарских богословов, ал-Мурейхи подчеркнул, что исследование Самигуллина является логическим продолжением этой темы.

«Когда я получил эту работу, прочёл её от начала до конца очень внимательно. Обнаружил, что соискатель приложил много усердия не только как теоретик, но именно как практик, потому что он рассматривал и мусхафы, и то, что утвердили учёные, сравнивал с другими издания в других странах. Соискатель проявил очень глубокие познания в заявленной теме. Он сумел объединить эти вопросы, потому что знает их досконально. Труд достойный, важный», – озвучил своё мнение ал-Мурейхи.

В свою очередь второй оппонент Самигуллина доктор педагогических наук, руководитель департамента образования и науки при Лиге выпускников Международного исламского университета ал-Азхар, специалист в области исламского права, видов чтения Корана (Египет) Хамдаллах Хафез Мухаммад Ибрахим обратил внимание коллег на то, что крайне мало учёных-специалистов, разбирающихся в данной теме.

«Исследователь даёт полное представление о вкладе татарских богословов в это благословенное знание. Эта работа даёт нам ясный образ и чёткое представление о вкладе татарских богословов в расм Корана и его печатное издание», – резюмировал оппонент.

По итогам голосования было принято решение, что Камиль Самигуллин защитил диссертацию на соискание богословской степени доктора исламских наук. После официального утверждения решения диссертационного совета учредителями Болгарской исламской академии он станет по праву доктором исламских наук.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика