Какие проблемы волнуют педагогов мусульманских образовательных учреждений

Делегаты форума

Делегаты форума

Теги:

0
28 Октября 2022г. (02 Раби ас-сани)

На два дня Казань собрала более 400 преподавателей, которые приехали на Всероссийский форум преподавателей мусульманских образовательных организаций. Форум проходит в рамках 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией и 140-летия медресе «Мухаммадия». Организаторами выступают Духовное управление мусульман РТ совместно с Российским исламским институтом при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. География мероприятия достаточно широка – помимо спикеров из районов Татарстана, к работе подключились директоры и преподаватели мусульманских образовательных учреждений из Саратова, Чечни, Уфы и ОАЭ.

Родной язык на страже религии

Пожалуй, лейтмотивом форума в этом году стал вопрос подготовки конкурентоспособных татароязычных имамов для нужд уммы Татарстана и России. Каждый из делегатов подчеркнул острую необходимость в этом и предлагал эффективные пути решения проблемы.

Особое внимание этой проблеме уделил муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. Он обратил внимание коллег на тот факт, что исламские учебные заведения Татарстана готовят кадры не только для республиканских мечетей, но и для всего татарского мира: выпускники востребованы в разных регионах России и стран СНГ с компактным проживанием татарского населения. Таким образом, уверен Самигуллин, без владения татарским языком на высоком уровне имамы рискуют потерять свою конкурентоспособность. Но при этом важно помнить, что исламские вузы Татарстана в первую очередь призваны удовлетворить запросы республиканской уммы.

Исламское образование – основная профессия или дополнительные знания?

Камиль Самигуллин обратил внимание собравшихся на ещё одну, актуальную для мусульманского сообщества сегодня, проблему. Связана она с профориентацией выпускников, часть из которых получила религиозное образование в качестве дополнительного для своего собственного развития и не связывает свою профессиональную деятельность с работой в качестве имама.

«Исламские учебные заведения – это профессиональные образовательные учреждения и призваны в первую очередь готовить имамов, а задачи по осуществлению дагвата в Татарстане исполняют мечети, примечетские курсы и специализированные СМИ. Считаю, что медресе должны усилить свою работу в области профориентации уже на этапе приёмной кампании», – пояснил муфтий.

С татарстанским муфтием солидарен и ректор РИИ и КИУ, председатель Совета по исламскому образованию Рафик Мухаметшин, который заявил, что подготовка татароязычных имамов – огромная потребность во всей центральной России.

140-летие медресе «Мухаммадия» и современные вызовы

Логическое продолжение форума прошло в стенах отреставрированного медресе «Мухаммадия» и было приурочено к 140-летию образовательного учреждения. Интересно, что ранее из-за нехватки площадей в медресе до этого не проводились крупные научные собрания. В мероприятии приняли участие преподаватели образовательных организаций, гости форума, религиозные деятели, мусульманские и светские учёные.

Говоря о богатых традициях, которые лежат в основе медресе и широко известны по всей России, Камиль Самигуллин выразил надежду, что здесь в будущем будет кипеть татарско-мусульманская жизнь, развиваться богословская мысль и появится новая площадка для научных дискуссий.

«Для того, чтобы медресе было жемчужиной нашей нации, служило центром татарской религиозно-богословской мысли и даже сформировалось как научная трибуна, «Мухаммадия» должна стать открытой всему миру», – подчеркнул татарстанский муфтий.

Заместитель муфтия Татарстана по образованию, ректор РИИ и КИУ Рафик Мухаметшин подчеркнул, что медресе «Мухаммадия» – авторитетное учебное заведение не только для татарского, но и для тюркского мира. В свою очередь заместитель директора медресе «Мухаммадия» по учебной части Зульфат Габдуллин сообщил, что медресе по праву считается колыбелью самых ярких личностей татарского народа, которых подготовила до революции и возродила этот процесс в 1993 году с личности Валиуллы Якупова. В разные годы в медресе обучались такие представители татарской интеллигенции, как Галиаскар Камал, Фатых Амирхан, Карим Тинчурин, Султан Габаши, Мазит Гафури и др.

Также в рамках форума лучшие мусульманские преподаватели Татарстана получили награды – почётные грамоты Министерства образования и науки РТ, почётные знаки «Почётный устаз» и нагрудные знаки «За заслуги в образовании». Почётными грамотами Министерства образования и науки РТ награждены преподаватели медресе «Мухаммадия» Наиль Яруллин, Гелюса Замалиева, Марат Самигуллин, а также преподаватель медресе «Ак мәчет» из Набережных Челнов Рафик Миннахметов. Обладателями почётных знаков стали преподаватели медресе «Мухаммадия» Абдуррахман Хусам, Габдулла Мухаммад Мухаммад. Нагрудных знаков «За заслуги в образовании» удостоились преподаватели медресе «Мухаммадия» Камиль Валиуллин и Рамиль Зарипов.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика