Как узбекский город дал жизнь суфийскому ордену

Медресе Улугбека в Гиждуване

Медресе Улугбека в Гиждуване

Теги:

0
19 Декабря 2022г. (25 Джумада аль-уля)

Когда ты совершаешь путешествие в другую страну или даже другой город, то на память всегда хочется увезти небольшой сувенир, который бы вновь оживлял воспоминания и напоминал о прекрасно проведённом времени. Это может быть небольшая безделушка, магнитик, фигурка или предмет одежды. Здесь главное не внешнее содержание, а нечто совершенно другое – какой смысл заложен в этом предмете, насколько точно он передаёт местную культуру и обычаи. К сожалению, сегодня мы наблюдаем большое количество сувениров, которые штампуются один за одним, не несут в себе «души», не отличаются друг от друга. Так как же и где найти неповторимую вещицу, которая бы стала своеобразным проводником в культуру другого народа? Этим вопросом озадачилось творческое сообщество Казани, в числе которых – мастера, художники, ремесленники и те, кто неравнодушен к сохранению собственной культуры и её популяризации. Так и появилось пространство «Булэк».

Здесь представлены уникальные работы мастеров, которые занимаются любимым делом, радеют за культуру, сохраняют наследие и стараются нести его в массы. По словам идейного вдохновителя и организатора пространства Рамзии Кашаповой, «Булэк» стал удивительным местом, где представлены работы ремесленников, мастеров прикладного искусства, художников из Казахстана, Киргизии, Узбекистана и регионов Поволжья – Удмуртии и Чувашии. Всё это творческое пространство было создано для того, чтобы люди вспомнили о своём богатом наследии, что оно живёт и процветает. Такой проект, по словам организаторов, призван продвигать местных мастеров, культуру народов России.

Визуально «Булэк» можно разделить на две части. Одна несёт в себе многовековую историю, наследие, является своеобразным многослойным пирогом, отражающим в себе Казанское ханство и Волжскую Булгарию. Вторая часть представлена уже современным взглядом на предметы интерьера, украшения и даже игрушки, которые приятно будет получить на память о Республике Татарстан.

Рамзия Кашапова

Но, пожалуй, фишкой пространства по праву можно назвать встречи с представителями творческой интеллигенции, историками, этнографами и исследователями, которые погружают зрителя на несколько веков назад и показывают, как суфизм помог сохранить веру и собственную культуру, как одевались женщины времён Казанского ханства и как Волжская Булгария дала дорогу исламу на территории современной России. В рамках этого культурно-просветительского лектория запланированы встречи и рассказы о духовном наследии, которое имеет непосредственное отношение к нашей культуре, нашей религии. Так, темой первой встречи стал последний дервиш бухарского эмира и Озад Хабибуллин, который не просто сохранил его образ в своей работе, но расписал казанские станции метро «Площадь Тукая» и «Кремлёвская», которые и по сей день завораживают красочными образами героев татарских сказок.

Как человеку избавить сердце от грехов?

Что такое суфизм? Если в общих словах, то это некая традиция, которая занимается воспитанием в человеке искренней богобоязненности и очищением его сердца от недостатков и грехов. Все это происходит под непосредственным руководством учителя, который получил такое «право» от своего учителя. В суфизме очень важна фигура устаза, только от учителя и с учителем можно и нужно получать знания в религии.

Статуэтка суфия, мудреца в "Булэке"

Суфийских наставников называют устазами или муршидами. Учеников же называют мюридами. По представлениям суфиев, шейх должен получить свои знания у учителя, и так складывается непрерывная цепочка передачи знания, которая восходит к Пророку (мир ему) – источнику всех исламских знаний. Это означает, что суфийский шейх не только учился у другого шейха, но и получил от него своеобразное «подтверждение» (письменное или при свидетелях), что он может учить других и наставлять на путь искренности.

Если мы обратимся к истории татарского народа, то увидим, что среди мусульман Волго-Уральского региона были широко распространены сочинения, в которых излагается история и сущность учения тариката накшбандия, различные руководства для мюридов. Многие из них были изданы в казанских типографиях. В татарских медресе наряду с учебными пособиями по этике (ахляк) были широко распространены образцы татарской поэзии, пронизанные суфийскими мотивами, в которых встречаются призывы оставить тягу к земному и устремиться к миру, который ждёт человека в жизни вечной.

В суфийской среде известны такие имена шейхов, как Зайнулла Расулев, Закир Чистави, Саид Афанди Чиркави, Мухаммад Закир Камалов. Но если мы обратимся ещё глубже в историю и перенесёмся в Узбекистан, то обнаружим одного суфия, последнего местного дервиша Акрамишона.

Последний дервиш Узбекистана – как узбекский художник сохранил память своего народа

Суфий Акрамишон родился в городе мистиков Гиждуван. Именно отсюда берёт своё начало накшбандийский тарикат. В исторических источниках мы видим, что Гиждуван был городом просвещённых людей.

Говоря о последнем суфии, художник Озад Хабибуллин представил его портрет, работа над которым длилась порядка 20 лет. Сам автор картины родился 22 июля 1949 года в селе Гиждуван в семье таджикской учительницы и татарина, ветерана Великой Отечественной войны. Получив профильное образование, Озад сосредоточился на таких видах искусства, как мозаика (смальта, керамика), панно из шамота (в том числе с глазурированием и золочением), художественное литьё (бронза, выколотка по меди), скульптура (барельеф, горельеф), монументальная настенная живопись (фреска, темпера, энкаустика, авторская термофосфатная техника). Его произведения отличаются символико-аллегорическим и философским содержанием, ярко выраженной экспрессией образов, крупными формами и одновременно условностью пространственной композиции. С 2005 года Озад Хабибуллин живёт и работает в Казани. Здесь он возглавлял работы по созданию панно в технике византийской мозаики на станциях казанского метро «Площадь Габдуллы Тукая» и «Кремлёвская», строительство которых было начато в преддверии 1000-летия Казани.

Портрет суфия Акрамишона, автор – Озад Хабибуллин

«Здесь изображён символ суфизма – это два крыла, посередине которых расположилось сердце. Медресе Улугбека, где обучали суфиев, манзара, а вдали можно разглядеть очертания Бухары. Вообще сам Гиждуван находился на Шёлковом пути, а Акармишон был известен как знаток Корана, лечивший людей и помогающий встать на верный путь. Красный чапан, в который я облачил его на картине, – напоминание о смерти, цвет крови», – описывает свою работу художник.

Примечательно, что именно медресе Улугбека считалось институтом дервишей, и, не окончив его, они не могли выходить в странствие по всему миру. Одно из трёх медресе Улугбека расположено как раз в Гиждуване.

Гиждуван стал родиной и для ещё одного суфия, более известного среди мусульман и жителей Узбекистана. Речь идёт о Баха ад-дине Мухаммаде аль-Бухари, известном также как Шахи Накшбанди и Ходжаи Бузур, которыйсчитается основателем суфийского ордена Накшбандия. Родился Бахауддин в 1318 году, а отец его по профессии был ремесленником. Сведений о нём известно крайне мало, но достоверные источники гласят, что интерес к суфизму перенял от своего деда. Первым духовным учителем мальчика был Мухаммад Бабайи Симаси, который впоследствии отправил его для продолжения обучения к шейху Сайид Амир Кулалу. Шейх, в свою очередь, видя серьёзность устремлений молодого Бахауддина, ввёл его в суфийский орден дервишей Ходжаган.

Уже сформировавшись, Бахауддин призывал в своих проповедях к простоте и непритязательности, но отвергал аскетизм и уединение, выступал против показной набожности и театрализованной обрядовости, бродяжничества. Постигая суфийскую мудрость, Бахауддин не принял образа жизни дервишей и не стал бродяжничать и просить подаяние, напротив, получил профессию и старался приносить пользу людям, не забывая при этом о Всевышнем. Он замечательно ткал шёлковую ткань «камха», был великолепным резчиком по металлу, за что и получил свое прозвище – Накшбанд, что собственно и означает «резчик по металлу». Следуя его примеру, последователи накшбандийского тарриката стали зарабатывать на жизнь ремеслом.

Есть одна легенда, которая бытует в народе. Согласно ей Бахаутдин должен был встретить своего духовного учителя в ордене дервишей. Так и произошло. Однажды, Бахауддин знакомится с дервишем по имени Халил. Проникшись его умом и мудростью, он становится учеником Халила, а через 6 лет его учитель принимает сан правителя Заречья. Оставшись при дворе султана Халила, Бахауддин получил право пользоваться огромной дворцовой библиотекой и с головой погрузился в рукописи мусульманских богословов. Однако молодому человеку претила роскошь, и очень скоро он покинул дворец и переселился в деревню Риватун, что недалеко от Бухары. Прожив там какое-то время, богослов стал собираться в паломничество к святым местам – Мекку и Медину. Путешествие оказалось долгим, и домой в Бухару, он вернулся лишь спустя 3 года.

Шамаиль, выставлен в "Булэке"

Из хаджа Бахауддин вернулся полностью укреплённым в своей вере, его идеалами стали абсолютная духовная чистота, отрешение от роскоши и стяжательства. Он стал активно проповедовать и говорить о том, что истинный суфий просто обязан был следовать Сунне и всем правилам шариата. Со временем он усовершенствовал учение ордена Ходжаган и создал свой собственный – Накшбанди. Очень быстро авторитет суфия распространился не только среди земляков, но и достиг кочевых племён, которые стали рассказывать об исламе по всей территории Средней Азии, куда ступала их нога. Очень скоро учение завоевало популярность в Османской Турции, мусульманском Поволжье и даже в Индии.

На протяжении всей своей жизни Бахауддин Накшбанди каждым своим поступком подтверждал правильность выбранного им пути, приумножая роль религии в жизни общества и творя благие дела с именем Аллаха.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика