Машхад – это голубые и золотые купола, зеленые и желтые такси, взметнувшиеся в небо минареты. Это женщины в черных чадрах до пят, полицейские в кепи с длинными козырьками, которые не реагируют на массовое нарушение правил дорожного движения прохожими и авто: люди переходят улицу перед носом легковушек и мотоциклистов в любом удобном месте дороги, машины продолжают ехать на красный свет. Это магазины под вывесками с арабской вязью, ювелирные салоны, мастерские, бутики повсюду на первых этажах зданий вдоль улиц, это манекены в хиджабах.
А самое главное, Машхад – это Астана Годс Разави, великолепное архитектурное творение вокруг усыпальницы Али ибн Мусы (Имама Резы), сказочный восточный город в городе, к которому в свое время приложили руки и саманиды, и тимуриды,, и сефевиды, и газневиды, и хорезмшахи, отдавая дань почета личности Имама Резы, седьмого потомка пророка Мухаммада.
Трехмиллионный Машхад, второй по численности город Ирана, центр провинции Хоросан, находится в нескольких десятках километров от границы с Туркменистаном. Внутренних авиарейсов сюда особенно много, самолеты приземляются в аэропорту один за другим, причем пролетают над городом необычно низко и оттого кажутся огромными. Авиапарк Ирана в результате санкций изрядно устарел, но сервис в стареньких салонах отменный как по набору продуктов, так и по вниманию персонала.
- Фарси, араби, инглиш, тюрки? – предложат на выбор языки стюардессы в хиджабах, услышав незнакомую речь.
Язык Пушкина над персидским небом совершенно бесполезен для общения с персоналом воздушного судна, но на любом тюрко-кыпчакском можно донести свою мысль в виду сходства с турецким: хоть и с трудом, но тебя поймут.
Мешхед, кроме того, крупный железнодорожный узел, связанный с севера с Туркменистаном и далее со Средней Азией. С западной стороны – со столицей Ирана, с юга – с древним Йездом.
Расписание поезда «Тегеран- Машхад» сформировано так, что состав прибывает на станции по пути следования аккурат к началу времени намаза, и стоянка длится минут двадцать. За это время пассажиры успевают выйти из вагонов, сделать омовение и совершить намаз в пристанционных мечетях. В предрассветный час перед станцией проводник постучит в дверь и напомнит о приближении времени утреннего намаза.
После Тегерана и Кума в Машхаде сразу бросается в глаза небольшое количество мотоциклистов на улицах. В первых двух городах мотоциклами буквально кишат все улица, но ездят они как-то бесшумно, без оглушительного рева, характерного для железных коней байкеров и рокеров, которые гоняют по ночным улицам российских городов. Вместо больших восточных базаров в Машхаде крупные торговые центры, поэтому город кажется более современным.
Перед входом внутрь комплекса Астана Годс Разави нам пришлось оставить фотоаппараты, охрана пропустила только телефоны. У одной иностранной пары служитель храма поинтересовался, мусульмане ли они. Услышав утвердительный ответ, человек кивнул головой, как бы давая добро на проход. А разве зиярат к Имаму Резе запретен для иноверцев? Захотелось задать этот вопрос, но, перебрав в голове запасы персидских слов, я так и не смог сконструировать вопросительное предложение.
Архитектурный комплекс состоит из так называемых «тарелок», каждый из которых представляет собой отдельную площадь, окруженную минаретами и куполами. Центральное место занимает усыпальница Имама Резы под золотым куполом. Хотя мавзолей не раз реконструировался, облицовка на столбах у гробниц датирована средневековьем. Спустившись по лестнице вниз, мы обнаружили, что под «тарелками» находится целый зеркальный город, лабиринт из сотен тысяч зеркал, драгоценных камней, красивых росписей, персидских ковров, огромная сокровищница искусства. И пока я разглядывал это шедевральное великолепие, не заметил, как отстал от группы. Быстро поднявшись наверх, сунулся в одну «тарелку», затем в другую. Поняв, что в этом лабиринте из 260 тысяч квадратных метров мне никак не найти свою группу, решил погулять по площадкам, и через часа четыре идти к знакомой проходной и там ждать остальных.
В издательском центре «Астаны Годс Разави» в год издается около 600 книг на разных языках, в том числе на русском. Работник комплекса, молодой иранский азербайджанец, любезно снабдил меня путеводителями и буклетами, из которых я узнал, что первоначально на месте комплекса находился дворец губернатора Хорасана с садами, и именно здесь в 809 году ушел из жизни аббасидский халиф Харун аль Рашид, известный из сказок «1000 и 1 ночи», прибыв к границам Туркестана для подавления мятежа.
После смерти Харуна аль Рашида новым правителем Аббасидского халифата стал его сын Амин, родившийся от хашимитки Зубейды, а губернатором Хоросана – сын Мамун, мать которого была персиянкой.
Спустя четыре года, в 813-м, воинственное персидско-тюркское хоросанское войско Мамуна разгромило численно превосходящую арабскую армию халифа Амина. Багдад был взят, Амин казнен. Новым повелителем правоверных стал Мамун и центр халифата на несколько лет переместился в Хоросан.
Новый халиф в отличие от своего отца Харуна проводил политику сближения с потомками Хусейна ибн Али. В 816 году он вызвал Имама Резу из Медины в Хорасан, выдал за него свою дочь. Известны дискуссий Али ибн Мусы с христианами, иудеями, зороастрийцами, которые организовывал халиф Мамун.
В ходе одного из диспутов с епископом Имам Реза говорит как бы невзначай: «Мы, мусульмане, глубоко чтим Ису, но, к сожалению, он мало молился». На что епископ возражает: «Ты не самый знающий из мусульман, Иса выстаивал дни и ночи в молитве». Тогда Имам задает вопрос: «Кому же он молился?». И епископ не находит что ответить.
Халиф Мамун неожиданно для аббасидской знати провозгласил Имама Резу своим наследником на трон халифата. Это вызвало противодействие клана аббасидов. Родственники в Багдаде поспешили провозгласить при живом халифе Мамуне повелителем правоверных его дядю по имени Ибрагим, и это поставило Мамуна перед сложным выбором. Он, однажды не остановившийся перед убийством родного брата, выбрал власть.
Имама Резу похоронили с почестями рядом с Харун аль Рашидом. Сам халиф, заподозренный в отравлении потомка Пророка, вскоре отбыл в Багдад. Мамуну приписывается создание Дома Мудрости в Багдаде, покровительство мутазилитам, строительство Багдадской обсерватории, разгром египетских пирамид. В истории Мамун остался как один из самых противоречивых аббасидских правителей.
Местность, где похоронили Имама Резу, стал называться Машхадом, местом мученической смерти: «машхад» – производное от «шахид».
Сегодня в Астане Год Разави уже не помнят, где находилась могила Харуна аль Рашида. Один из служителей храма предположил, что кости его лежат где-то у входа в комплекс. Остальные просто разводили руками: не знаем. Таким образом, после смерти халиф и находившийся в опале у него Имам Реза поменялись местами: народ возвысил имама, а не правителя.
Астаной Годс Разави управляет государство в лице высшего религиозного совета. У комплекса десятки производственных фирм, 15 просветительских и исследовательских учреждений, несколько музеев. Более десяти тысяч студентов обучаются в университете Имама Резы. Такие данные приводились в брошюре на русском языке, подаренном мне служителем храма из числа иранских азербайджанцев.
Как и планировал, через несколько часов я дождался появление своей группы у проходного. Это было в первый приезд в Машхад. Далее наш путь лежал в научно-образовательный центр – город Кум, где находится усыпальница Фатимы Маасуме, сестры Имама Резы. Через год после отъезда его в Хорасан по призыву халифа Мамуна, затосковав по родному брату, Фатима оставила Медину и пустилась вслед за ним, однако ей не суждено было увидеть брата.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: