Тюмень и Петропавловск хоть и не города-побратимы, но имеют давно устоявшиеся тесные связи – экономические, культурные, родственные. Это соседние областные центры двух государств-столпов ЕврАзЭс, оба в одно время входили в состав Тобольской губернии.
До революции в Петропавловске насчитывалось 6 каменных и 3 деревянных мечетей, построенных татарскими купцами. Для сравнения, в Тюмени и Тобольске тогда было только по одной каменной мечети. Как говорится, почувствуйте разницу!
И сегодня «Питер», как называют в Казахстане столицу самого северного региона, ушел вперед - не скажу, по количеству молящихся на джума, но по исламской инфраструктуре точно. Мы это видим, бывая у соседей в центральной мечети «Кызыл жар» на никяхах, хатымах, поминальных мероприятиях. На обратном пути домой, после пересечения пункта пограничного пропуска, кто-нибудь да обязательно заведет разговор о замечательном сервисе в кафе-ресторане мечети «Кызыл жар». И скажет: «Вот бы и у нас в Тюмени так было!».
Четыре года назад в Петропавловске открыли еще одну большую соборную мечеть, площадь которой составляет около трех тысяч квадратных метров. Возможно, в будущем центр Северо-Казахстанской области украсят другие новые исламские храмы с восточной архитектурой, но, к сожалению, эту замечательную «исламскую бочку меда» всегда будет портить ложка дегтя и не давать покоя, пока ситуация не будет исправлена.
И это ложка дегтя – судьба исторической Касымовской мечети, которая сегодня используется как частная сауна.
История ее берет начало с 1772 года, когда императрица Екатерина II повелела построить мечети на Оренбургской оборонительной линии, в том числе в крепости святого Петра, основанного двадцать лет назад в урочище Кызылжар на границе со степью. На строительство из государственной казны было выделено 5000 рублей.
Первой каменной мечети Тобольской губернии не повезло в самом начале. В 1801 году в уже возведенный минарет ударила молния, в результате в здании образовались трещины почти до фундамента. Достройка аварийного здания была признана нецелесообразной. Далее грянула первая Отечественная война с Наполеоном, стало не до строительства, а когда после войны вновь был поднят вопрос возведения каменной мечети, губернатор Западной Сибири посчитал, что магометанам достаточно и трех действующих деревянных мечетей, и отправил остатки денег на строительство церкви.
Вновь вопрос постройки каменной мечети встал к середине 19 века, после пожара, уничтожившего вместе с домами и деревянные мечети. В 1857 году проект наконец был реализован при имам-хатыбе Габдулбари Яушеве на том самом месте под горой, где начинали строить поврежденную молнией мечеть.
В этот период Петропавловск становится крупным центром меновой торговли, благодаря татарским купцам, которые в силу близости языков с казахами и тюрками Средней Азии, а также будучи одной с ними веры, стали торговым мостом между Российской империей и Центральной Азией.
Татарское купечество оставалось привилегированным сословием Петропавловска и после присоединения азиатских степей к России, и перемещения пограничной меновой торговли на юг ближе к границам Афганистана и Китая. Во второй половине 19 века Петропавловск вошел в состав Акмолинской области. Любопытно, что татары писали название Акмолинска не «Акмола» (белая могила, в смысле белый мазар), как казахи, а «Акмулла» - (белый мулла).
По данным Зуфара Махмутова, автора книги «Татары Петропавловска и Северо-Казахстанской области», к концу 19-го столетия в Петропавловске из 450 человек, принадлежащих к купеческим семьям, 300 были татары. Насчитывалось около 100 татарских потомственных дворян, татары составляли треть населения города.
В 1900 году из 13 учебных заведений Петропавловска шесть составляли татарские школы, которые посещали и казахские дети. Например, знаменитый казахский поэт и публицист Магжан Жумабаев учился у имама Чалаказанской мечети Мухаметжана Бегишева. И учитель, и ученик были расстреляны в годы репрессий. Из Петропавловска была и супруга первого имам-хатыба Тюмени Ибрагима Бурундукова Рабига-ханум.
Татарские купцы строили каменные мечети во второй половине 19 века одну за другой, и к началу века 20-го в городе насчитывалось шесть каменных соборных мечетей: 1) Мусатаевская мечеть; 2) Касымовская, Яушевская; 3). Муратовская, Чалаказанская; 4) Давлеткелдеевская, Ташкентская; 5) Динмухамедовская; 6) Янгуразовская.
К сегодняшнему дню сохранились и действуют пятая и шестая соборные мечети. Четвертая на стадии реконструкции. Первая и третья были снесены в советское время при строительстве домов и здания обкома. Вторая соборная, она же первая каменная Касымовская (Яушевская) мечеть, используется как частная сауна!
Шум по этому поводу был поднят казахстанскими СМИ еще десять лет назад. Вот что о мечети-сауне писал портал КТК:
«Cевероказахстанская общественность возмущена. В Петропавловске предприимчивые бизнесмены превратили старейшую мечеть в сауну. Местные краеведы заинтересовались судьбой первой городской мечети постройки 18 века и выяснили, что теперь там находится баня! Верующие шокированы такой метаморфозой, но ничего поделать не могут. Все оформлено по закону. Мечеть закрыли ещё в начале прошлого века советские власти и сначала организовали там махорочную фабрику, затем рыбзавод. И только в 90-х здание вернули духовному управлению мусульман. Но от него всё равно пришлось отказаться: по соседству с мечетью работала коптильня, и прихожане во время служб просто задыхались. Теперь на первом этаже бывшей мечети парная, наверху комнаты отдыха, а лестница, по которой раньше поднимались на минарет, ведёт в номера. Сейчас местные прихожане ищут спонсоров, чтобы выкупить историческое здание и обустроить там музей».
Портал приводит слова Рафика Мусина, заместителя имама мечети «Дин Мухаммад»:
«Забегаловку построили, публичный дом, как говорится, в те времена был. Сейчас они прикрыли это дело, сейчас они сауну поставили. Фактически это смешно и обидно. Как так могли допустить, чтобы мечеть продать, отдать совсем не по системе? Ладно бы магазин построили, ладно бы какой-то культурный центр, но сауна никудышная!»
Все это просто не укладывается в голове! Как можно сакральное место, где около 200 лет возносились молитвы, отдать в частные руки?! Почему исторический объект не был взят под охрану государством?! Как можно устроить в здании мечети сауну! Разве это не плевок в души верующих?
Прошло десять лет, а воз и ныне там. Духовное управление мусульман Казахстана хранит молчание, как и его региональное отделение. Аким Северо-Казахстанской области Кумар Аксакалов анонсировал восстановление четвертой Давлеткильдеевской мечети. Из бюджета на восстановительные работы выделили 211 миллионов тенге (более 37 миллионов рублей).
Все это хорошо, замечательно, но ложка дегтя от этого не перестает горчить в сердцах мусульман. Какие бы новые исламские объекты не возводились, боль в душах правоверных все равно останется до тех пор, пока зданию бывшей Касымовской мечети не придадут статуса исторического памятника, охраняемого государством, и не отменят сделку передачи ее в частную собственность.
Справедливости ради скажем, что сауну в здании бывшей мечети организовали до того, как Кумар Аксакалов занял пост акима области. Исправив ситуацию, Кумар Иргибаевич остался бы в истории края человеком, избавившим мусульман от ложки дегтя в исламском медовом раю Петропавловска.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: