Ак мечеть – татарский след в Павлодаре

Ак мечеть – единственный мусульманский памятник города царского периода. Фото из открытых источников

Ак мечеть – единственный мусульманский памятник города царского периода. Фото из открытых источников

Теги:



1
30 Марта 2022г. (26 Шабан)

Сто лет назад мусульмане Тобольской губернии имели более тесные связи с городом Павлодар в Казахстане. Была единая страна – Российская империя, по Иртышу курсировали пароходы, в том числе принадлежащие богатым купцам Айтикиным из города Тара, кроме того, царская политика поощряла религиозную работу татарских мулл в казахской степи – в противовес влиянию среднеазиатских мулл. Практически все первые каменные мечети в городах северо-восточной части Казахстана строились на средства татарских купцов.

В Павлодаре строительство каменной Ак мечети началось одновременно с возведением каменной мечети в Тобольске, и по одной и той же причине – в обоих городах одновременно сгорели деревянные мечети. По аналогичной причине – из-за пожара – начинались строительства первых каменных мечетей также в Томске, Петропавловске и в ряде других городов за Уральским хребтом. В связи с этим, кто-то может подумать, что деревянные мечети поджигали специально, чтобы строить на их местах каменные, однако никакого заговора на самом деле не было. Пожары часто бушевали в дореволюционных городах, где избы простого люда были небольшими и тесными, печки в них занимали полкомнаты, поэтому пожары по неосторожности вспыхивали регулярно. Современных пожарных команд, которые могли бы быстро прибыть по звонку 01, также не было, и огонь быстро перекидывался от одного деревянного строения к другому и уничтожал все на своем пути, иногда весь населенный пункт.

Вид татарской слободы Павлодара до революции

 

 

 

Каменную мечеть в Павлодаре начали строить, убрав следы пожарища, в 1902 году. Документальное сопровождение вел купец Багаутдин Тумашев, строительство финансировал купец Абдулфаттах Камалетдинович Рамазанов, приехавший в город на Иртыше из Ялуторовского уезда Тобольской губернии.

Первым имамом Ак мечети был Абдулгани Абдулкаримов – тоже из Ялуторовского уезда. Новую мечеть Павлодара во время приездов в этот город мог посещать известный тюменский меценат Нигматулла Кармышаков, имевший собственные магазины в Павлодаре и Семипалатинске, очень часто посещавший казахские степи и собственно сколотивший свой первый капитал, благодаря тому, что покупал недорого в Ямышево, что под Павлодаром, тучные стада скота и пригонял их на Ирбитскую ярмарку. Кстати, во время первой переписи населения Российской империи в 1897 году, когда переписчики пришли в дом Нигматуллы Кармышакова в Ембаево, глава семьи находился с молодой женой в Павлодаре, поэтому переписчики не его застали дома, о чем и написали в переписном листе.

Ак мечеть без минарета в советское время

 

 

 

После гражданской войны, когда новая власть советов начала репрессий против состоятельных семей, а затем и против религиозных служителей, города восточного Казахстана стали одним из мест миграции для татар Тобольской губернии. Многие члены семьи Айтикиных из Тары уехали в Павлодар в надежде начать новую жизнь, но в тридцатые годы, когда людей расстреливали уже по лимиту, спущенному наркомом Ежовым из Москвы, за ними пришли и по новому месту жительства. В списке расстрелянных в 1937-38 годах в Павлодаре: продавец Айтыкин Ади Назирович, приемщик кожи Айтыкин Миркадам Каршакович, маслодел Айтыкин Якуп Сейтфатталович. Все они, как люди, выросшие в религиозных семьях тарских купцов, потомков бухарских шейхов Сибири, могли посещать Ак мечеть до ареста. 

В 1938 году, после закрытия мечети, в здании под минаретом открылся городской Дом пионеров. Горисполком посчитал неприемлемым воспитание подрастающего поколения юных ленинцев под зданием с исламским полумесяцем и вскоре минарет демонтировали. В последующем в здании мечети располагались областной филиал филармонии и детская спортшкола. 

В 1990 году мечеть была возвращена мусульманской общине. Отреставрирована она под руководством супругов, заслуженных учителей Кенжетая Ахметова и Раузы Молдабековой – родителей экс премьер-министра, экс министра-обороны Казахстана, ныне акима Восточно-Казахстанской области Данияла Ахметова. 

Суры Корана сменяют одна другую на бегущей строке у входа в мечеть

 

 

 

В начале прошлого века, как видно на старом фото татарской слободы Павлодара, Ак мечеть доминировала в округе. В наши дни всю прилегающую территорию заняли деревья, и сделать хорошие кадры в летнее время весьма затруднительно. Над входным порталом – бегущая строка из сур священного Корана. На стене две мраморные таблички, информирующие одна о купце Абдулфаттахе Рамазанове, построившем Ак мечеть, и вторая о супругах-благотворителях, вернувших мечети дореволюционный облик. 

В Павлодаре в настоящее время проживает более семи тысяч татар, многие из которых являются потомками переселенцев из Тобольской губернии. Сегодня Ак мечеть является единственным дореволюционным мусульманским строением в Павлодаре, памятником истории и культуры местного значения. Всего в городе насчитывается восемь мечетей, не считая исламских храмов пригородных поселков. 

 

 

 

 

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Галина 11 Февраля
Ответить

Спасибо. Интересно. Подскажу:недалеко от мечети до сих пор стоит красно кирпичный дом имама Абдулкаримова, но его обложили силикатный кирпичем, завалили ворота, оставив калитку под сводом. Спасибо, что упомянул Б. Тумашева. Успехов, удачи!!!

Реклама

Яндекс.Метрика