Ак мечеть – татарский след в Павлодаре

Ак мечеть – единственный мусульманский памятник города царского периода. Фото из открытых источников

Ак мечеть – единственный мусульманский памятник города царского периода. Фото из открытых источников

Теги:



0
30 Марта 2022г. (26 Шабан)

Сто лет назад мусульмане Тобольской губернии имели более тесные связи с городом Павлодар в Казахстане. Была единая страна – Российская империя, по Иртышу курсировали пароходы, в том числе принадлежащие богатым купцам Айтикиным из города Тара, кроме того, царская политика поощряла религиозную работу татарских мулл в казахской степи – в противовес влиянию среднеазиатских мулл. Практически все первые каменные мечети в городах северо-восточной части Казахстана строились на средства татарских купцов.

В Павлодаре строительство каменной Ак мечети началось одновременно с возведением каменной мечети в Тобольске, и по одной и той же причине – в обоих городах одновременно сгорели деревянные мечети. По аналогичной причине – из-за пожара – начинались строительства первых каменных мечетей также в Томске, Петропавловске и в ряде других городов за Уральским хребтом. В связи с этим, кто-то может подумать, что деревянные мечети поджигали специально, чтобы строить на их местах каменные, однако никакого заговора на самом деле не было. Пожары часто бушевали в дореволюционных городах, где избы простого люда были небольшими и тесными, печки в них занимали полкомнаты, поэтому пожары по неосторожности вспыхивали регулярно. Современных пожарных команд, которые могли бы быстро прибыть по звонку 01, также не было, и огонь быстро перекидывался от одного деревянного строения к другому и уничтожал все на своем пути, иногда весь населенный пункт.

Вид татарской слободы Павлодара до революции

Каменную мечеть в Павлодаре начали строить, убрав следы пожарища, в 1902 году. Документальное сопровождение вел купец Багаутдин Тумашев, строительство финансировал купец Абдулфаттах Камалетдинович Рамазанов, приехавший в город на Иртыше из Ялуторовского уезда Тобольской губернии.

Первым имамом Ак мечети был Абдулгани Абдулкаримов – тоже из Ялуторовского уезда. Новую мечеть Павлодара во время приездов в этот город мог посещать известный тюменский меценат Нигматулла Кармышаков, имевший собственные магазины в Павлодаре и Семипалатинске, очень часто посещавший казахские степи и собственно сколотивший свой первый капитал, благодаря тому, что покупал недорого в Ямышево, что под Павлодаром, тучные стада скота и пригонял их на Ирбитскую ярмарку. Кстати, во время первой переписи населения Российской империи в 1897 году, когда переписчики пришли в дом Нигматуллы Кармышакова в Ембаево, глава семьи находился с молодой женой в Павлодаре, поэтому переписчики не его застали дома, о чем и написали в переписном листе.

Ак мечеть без минарета в советское время

После гражданской войны, когда новая власть советов начала репрессий против состоятельных семей, а затем и против религиозных служителей, города восточного Казахстана стали одним из мест миграции для татар Тобольской губернии. Многие члены семьи Айтикиных из Тары уехали в Павлодар в надежде начать новую жизнь, но в тридцатые годы, когда людей расстреливали уже по лимиту, спущенному наркомом Ежовым из Москвы, за ними пришли и по новому месту жительства. В списке расстрелянных в 1937-38 годах в Павлодаре: продавец Айтыкин Ади Назирович, приемщик кожи Айтыкин Миркадам Каршакович, маслодел Айтыкин Якуп Сейтфатталович. Все они, как люди, выросшие в религиозных семьях тарских купцов, потомков бухарских шейхов Сибири, могли посещать Ак мечеть до ареста.

В 1938 году, после закрытия мечети, в здании под минаретом открылся городской Дом пионеров. Горисполком посчитал неприемлемым воспитание подрастающего поколения юных ленинцев под зданием с исламским полумесяцем и вскоре минарет демонтировали. В последующем в здании мечети располагались областной филиал филармонии и детская спортшкола.

В 1990 году мечеть была возвращена мусульманской общине. Отреставрирована она под руководством супругов, заслуженных учителей Кенжетая Ахметова и Раузы Молдабековой – родителей экс премьер-министра, экс министра-обороны Казахстана, ныне акима Восточно-Казахстанской области Данияла Ахметова.

Суры Корана сменяют одна другую на бегущей строке у входа в мечеть

В начале прошлого века, как видно на старом фото татарской слободы Павлодара, Ак мечеть доминировала в округе. В наши дни всю прилегающую территорию заняли деревья, и сделать хорошие кадры в летнее время весьма затруднительно. Над входным порталом – бегущая строка из сур священного Корана. На стене две мраморные таблички, информирующие одна о купце Абдулфаттахе Рамазанове, построившем Ак мечеть, и вторая о супругах-благотворителях, вернувших мечети дореволюционный облик.

В Павлодаре в настоящее время проживает более семи тысяч татар, многие из которых являются потомками переселенцев из Тобольской губернии. Сегодня Ак мечеть является единственным дореволюционным мусульманским строением в Павлодаре, памятником истории и культуры местного значения. Всего в городе насчитывается восемь мечетей, не считая исламских храмов пригородных поселков.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика