Апа в белом платке

Год назад, в последних числах июля, среди нас не стало Альмиры Адиатуллиной, которую, невзирая на степень знакомства с ней, многие называли «Апа в белом платке».
 

Апа – форма почтительного обращения к старшим по возрасту татарским женщинам. А белый платок в данном случае не только подразумевает принадлежность к мусульманской умме, но и заслуженный статус в обществе, почет. А еще татары называли эпитетом «ак» чистых душой и деяниями, добрых, заботливых бабушек, жен, невест.

Мусульманская и светская общественность, единомышленники, коллеги, родственники почтили память уважаемой апы маджлисом. И здесь напрашивается небольшое лирическое отступление о том, какой след в истории оставила апа в белом платке. Хотя, разумеется, при жизни Адиатуллина не нуждалась в представлении не только в Татарстане, но и среди российской уммы.

Благодарение Всевышнему: сегодня любая мусульманка для получения паспорта гражданина РФ может сфотографироваться в платке либо головном уборе, не вступая в противоречие со своими религиозными убеждениями. И уже выросло поколение, полагающее, что так обстояло всегда.

Между тем, многие из нас помнят, что паспортные фото в платках были под запретом даже в начале нулевых. Общество также негативно воспринимало хиджаб: то и дело некоторым мерещились так называемые «шахидки». Платок – испокон веков универсальный дамский головной убор всех рас и возрастов – как минимум в России в начале 21 века нуждался в защите.

«Реабилитировать» его, иными словами отстоять свое право фотографироваться на основной документ с покрытой головой, вызвались несколько женщин из Казани. Идейной вдохновительницей, лидером активисток была Альмира Адиатуллина. Она же готовила обращения в различные инстанции и встречалась с правозащитниками, чиновниками и т.д. Будучи талантливой журналисткой, не один десяток лет проработавшей в редакции женского журнала «Азат хатын», неустанно вела разъяснительную работу через СМИ.

К ней отовсюду приезжали гости: чтобы взять интервью, чтобы «раскусить» эту «странную» женщину, иногда – чтобы «увещевать» и предупреждать о возможных для нее последствиях. И не всегда любезно настроенные. Зато расставались с этой пенсионеркой, уважая и симпатизируя – впечатленные ее искренностью, глубокой верой, мудростью, самоотверженностью. Многие задавали ей неизменный вопрос: «Как Вам это удается?» Ответ был предельно прост и честен: «Кызым (или улым, в зависимости от того, кем ей приходился по возрасту спрашивающий: доченька или сынок – Авт.), это все от Аллаха. В ночных намазах-тахадджуд молю Всевышнего, чтобы дал мудрости, благоразумия, чтобы уберег нас от любых необдуманных слов и дел».

Да, она и ее единомышленницы не уставали объяснять, что женщины с покрытой головой – это не «экстремистки», а нормальные члены общества. И что платок – это не каприз, не желание отдельных личностей эпатировать публику, но часть одежды, такая же обязательная, как, например, подобающее случаю платье или нижнее белье. Покрывая голову, мусульманки выполняют предписание Всевышнего.

Были судебные заседания, всего восемь за один год. За женщинами признали право фотографироваться с покрытой головой на основной документ. Воспользоваться им могут, кстати, не только последовательницы ислама, но и все россиянки, достигшие 14 лет.

Казалось бы, мусульманки могли позволить себе успокоиться и начать уже спокойно печь пироги на радость внучатам, не отвлекаясь более на несовершенства этого мира. Но только не Альмира ханым. Ей «до всего было дело», особенно, когда вокруг – столько нерешенных проблем. Помнится, подле строившейся тогда мечети Кул Шариф – на транспортной остановке перед большой площадью – располагался пивной бар «Раки». Хозяева бара, владельцы крупного пивного бизнеса, устраивали на всей площади массовые питейные праздники, причем целевой аудиторией маркетинговых акций, прежде всего, была молодежь. Или другая история: с советских времен в дни традиционного татарского праздника Сабантуй потребкооперация била рекорды по продаже алкоголя. В итоге, к началу XXI века Сабантуй извратился до неузнаваемости. Обесценивалось все самое ценное и чистое, присущее национальному празднику испокон веков. В эти и во многие другие проблемы неугомонная апа, естественно, вмешалась: вела бесконечные переговоры, писала письма руководителям республики, поднимала общественность. Авторитетные выступления уважаемых людей, старания активисток возымели результат: республиканское руководство их услышало и положило конец многим неправедным мероприятиям под стенами Кремля и во время национального праздника. Пивной бар на площади Тысячелетия Казани, кстати, тоже снесли, и теперь здесь ничто портит впечатление от белокаменного Кремля и величественного Кул Шарифа.

Пусть вышенаписанное не рождает в воображении читателя, не знавшего апу, образ воинственной женщины. Альмира Адиатуллина была доброй, созидательной, бесконечно трудолюбивой, и своей позитивной энергией заряжала других. Руководила союзом мусульманских женщин Татарстана, выпускала газету «Муслима», организовывала конкурсы по чтению Корана для детей и многое другое.

День памяти апы, прошедший 8 августа, был организован общенациональным благотворительным фондом «Ярдам-помощь», с которым последние годы своей жизни тесно сотрудничала Альмира ханым. Собравшиеся в шатре ОБФ «Ярдам» делились воспоминаниями о личности и многогранной общественной деятельности Адиатуллиной. Демонстрировался видеоархив фонда, кадры которого запечатлели легендарную женщину.

Джалиль Фазлиев, Илдар Баязитов, экс-депутат и лидер женского движения Роза Туфетулова, прочие известные личности высказывались в том ключе, что общественные деятели, подобные Альмире ханым, рождаются в народе нечасто. Трудно не согласиться с мнением Илдара Баязитова, который считает, что на данном этапе не видно новых последовательниц Альмиры Адиатуллиной.

Наверное, сложно представить, что сейчас могут вырасти такие энтузиасты и лидеры из числа женщин: в другое время живем, и методы нулевых не всегда действенны. Общество меняется. Но, с другой стороны, отрадно наблюдать, что в умме имеются деятельные, мудрые, по-современному мыслящие, ответственные мужчины. Все-таки китами, держащими землю, всегда являлись именно мужчины. А если представительницам слабого пола приходится браться за решение насущных проблем, то, увы – не от хорошей жизни, и общество, допустившее это, вероятно, имеет серьезные диагнозы.

Альмира ханым в начале века и мужчинам уммы показала пример работы во благо обществу и ради довольства Аллаха, преподала уроки самоотверженности, решительности. Неслучайно многие выступавшие на маджлисе назвали ее своим учителем. Апа в белом платке сейчас вполне могла бы гордиться ими. Благодарные последователи не только организовали маджлис, но и другими способами увековечивают память мусульманской активистки. Так, была учреждена журналистская премия имени Альмиры Адиатуллиной. Ее в этом году удостоились журналисты с большим стажем работы в мусульманской теме: Муслима Шафикова, Василя Рахимова, Рашит Мингазов. ОБФ «Ярдам» помог с изданием документально-биографической книги об Альмире ханым (составитель – В. Рахимова). Богоугодные дела не проходят бесследно и из людской памяти также не стираются.

Автор: Рузия Сафиуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика