Адвокат Чапанов: проблемы хиджабов в России быть не должно

Саид-Магомед Чапанов

Саид-Магомед Чапанов

Теги:



2
13 Сентября (16 Сафар)

Инцидент в тюменской школе №88, где пятиклассницу не допускали до занятий из-за платка, вызвал огромный резонанс в мусульманском сообществе России. Конфликт удалось урегулировать. Однако подобные ситуации периодически возникают в других регионах, где учащихся мусульманок гласно или негласно пытаются заставить снять платки, ссылаясь на уставы учебных заведений. О том, насколько правомерны подобные требования и как решать эту проблему во всероссийском масштабе, ИА IslamNews рассказал адвокат, кандидат юридических наук, член президиума Национальной ассоциации юристов Саид-Магомед Чапанов.

– Саид-Магомед Самадиевич, сегодня в России налицо юридическое противоречие – с одной стороны, конституция и законы РФ гарантируют гражданам свободу вероисповедания, а с другой – уставы учебных заведений эту свободу ограничивают, запрещая мусульманкам исполнять в своих стенах одно из основных религиозных предписаний – ношение платка. Как вы смотрите на эту проблему?

– В принципе, как таковой, проблемы быть не должно. Каждый гражданин, в том числе директор школы или педагог, должны понимать, что в Российской Федерации верховенство Конституции – основного закона государства. Никакой внутриведомственный документ, на который ссылаются те же противники хиджабов, – например, решение Верховного суда по Мордовии от 2013 года – не имеет приоритета перед Конституцией. А в Конституции закреплен принцип свободы вероисповедания: никто не может быть ограничен в доступе к своей религии, религиозным обрядам, в том числе и в форме одежды. Есть также закон о свободе совести и религиозных объединениях от 4 сентября 1997 года. В нем есть такие слова: «подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России.., принимает настоящий Федеральный закон». Этим все сказано. В законе, как и в Конституции, говорится, что нужно уважать религию. Сейчас речь идет об исламе. А что такое: я исповедую ислам? Это значит, если моя дочь достигла определенного возраста, она в соответствии с предписаниями своей религии, должна надеть хиджаб.

– А что касается последних резонансных инцидентов вокруг платков…

– Ситуация в Тюмени вроде бы разрешилась – конфликт после вмешательства адвокатов нашей ассоциации (Национальной ассоциации юристов – НАЮР. Прим. IN) исчерпан. Однако аналогичный казус произошел в Астрахани. Передо мной на столе – ответ директора школы №66 А.Н. Седышева гражданке Дамадаевой, законному представителю ученицы 6 класса, о том, что отказа в допуске ее дочери, обучающейся в этой школе, со стороны педагогов не было: «Ваша дочь может беспрепятственно посещать уроки, однако за нарушение требований к одежде обучающаяся может быть подвергнута дисциплинарному наказанию – выговору, беседе с директором, вызову родителей». В этой школе введено положение о внешнем виде, в соответствии с которым ношение головных уборов, в том числе религиозных запрещено. Директор заявил, что родители девочки могут отказаться от данной школы и заниматься персонально. Я считаю, что этот ответ незаконен. Опять же возвращаемся принципу верховенства Конституции и федерального закона о свободе совести, в котором говорится: «Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания…» Какой-то внутриведомственный документ – это всего лишь мнение, будем так мягко говорить.

Я к любой религии отношусь с огромным уважением. В школах дети-христиане ходят с крестиками. Это религиозный атрибут. Ни одного случая, чтобы кого-то из детей заставили снять крестик, мне не известно. А это взаимосвязанно, здесь об одном и том же идет речь. То есть, если мы заставляем детей снимать хиджабы в школах (а хиджаб – это больше чем атрибут, это неотъемлемая часть религии), соответственно каждого ребенка из христианской семьи нужно заставить снять крестик. Это уже конфликт более высокого уровня.

– Они же говорят, что крестик не виден, как хиджаб, потому что носится под одеждой…

– Ни в коем случае. Есть, например, футболки с определенным вырезом, где эти крестики видны, и таких фактов очень и очень много. Но нет ни одного факта, что ребенка заставили снять крестик, если на теле он виден. Такого случая, я, например, не знаю. Есть статья 136 УК РФ – дискриминация – нарушение равенства прав, свобод, законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии. Не нужно быть супер-юристом, адвокатом, процессуалистом, чтобы понять, что по данным эпизодам можно писать заявления в следственные органы, проводить доследственную проверку, и при наличии достаточных данных возбуждать уголовные дела. Данная статья в соответствии со статьей 20 УК относится к категории средней тяжести. Санкция предусматривает до 5 лет лишения свободы. Далее – ст.5.62 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии… влечет наложение штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. По-моему, здесь все четко написано.

– А прецеденты с возбуждением уголовного дела уже были?

– В том то и дело, что мы старались всего этого избегать. Хотя лично я считаю, что того же директора астраханской школы, который предлагает родителям выбор между соблюдением норм религии и отказом от общеобразовательной школы, нужно привлечь к уголовной ответственности.

– Противники платков из раза в раз повторяют, что Россия – светская страна – не живет по законам шариата…

– Давайте возьмем пример Чеченской Республики, которая является составной частью Российской Федерации. Мы не живем по законам шариата, у нас нет шариатских судов, действуют светские суды, Конституция. У республики есть глава, который подчиняется президенту РФ Владимиру Путину. Преподавание ведется на русском языке, судопроизводство – на русском языке. Но в Чечне почему-то нет ни одного прецедента дискриминации по религиозному признаку. В школах никто никому ничего не навязывает. У нас много христиан, они ходят с крестиками в школу. Мусульманские девочки носят хиджабы. И нет к ним вообще никаких вопросов. Все в рамках законодательства, все в соответствии с Конституцией. Почему у нас получается?

– Чечню зачастую называют исламской республикой.

– Никакой исламской республики у нас нет. Да, большинство населения исповедует ислам, традиционный ислам. Много последователей учения Кунта-хаджи Кишиева. Но у нас не исламская республика, у нас действуют светские законы.

– В России, с одной стороны много говорится о защите традиционных ценностей, с другой – ведется борьба с платками в учебных заведениях. Что это – раздвоение сознания?

– Видимо, борцы с платками в школах, имеют весьма смутные представления о том, что такое традиционные ценности. Давайте поднимем фотографии русских женщин, которые проживали в деревнях в дореволюционной России. На них приятно посмотреть – настоящий хиджаб. Много фотографий женщин-медицинских работников времен Первой мировой войны – они все в хиджабах. Платок подчеркивает скромность, чего не хватает у нас в учебных заведениях. В этом году 1 сентября ученица пришла в школу в одном бюстгалтере. Это был шум на всю страну. А когда в одном из университетов Москвы студенты хотели совершить молитву, постелили коврики на технической площадке ниже первого этажа, возник серьезный конфликт с руководством. Я тогда участвовал в процессе и задал руководству вопрос: а чем это вам помешало? Они ответили: у нас так не принято! Вот надо над чем работать, больше уделять внимание морально-нравственному воспитанию в учебных заведениях.

– Сайт «Царьград», который позиционирует себя поборником традиционализма, монархизма, славянофильства, опубликовал статью, которая называет ношение хиджаба школьницами «мусульманской агрессивностью», «провокацией межрелигиозной розни» и «ударом в спину России». Также в ней утверждается, что чеченцы и другие народы Кавказа «своих женщин никогда на закутывали в хиджабы». Как вы оцениваете такие заявления?

– Помните цитату из Салтыкова-Щедрина: «если в России заговорили о патриотизме, знайте о том, что где-то что-то украли». Золотые слова! Что касается такого рода публичных высказываний, тем более публикаций в СМИ, то на сегодняшний день в соответствии с законодательством они являются уголовно наказуемыми деяниями. Редактора и лиц, причастных к данной публикации, можно привлекать по 282 статье УК РФ – разжигание межнациональной розни. Здесь однозначно есть признаки состава преступления. Содержание этой публикации идет вразрез с Конституцией, Федеральным законом о свободе совести и религиозных объединениях. Мы, адвокаты нашей ассоциации, ведем консультации о том, чтобы подать заявление в отношении указанных лиц. Вот где прокуратура в соответствии с законом может отреагировать и осуществить свой надзор.

Что касается того, что на Кавказе «мужчины никогда не закутывали своих женщин в хиджабы» – пусть автор этих строк посмотрит фотографии семьи главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова. Я хорошо знаю семью Рамзана Ахматовича. Все они являются приверженцами традиционного ислама, последователями учения Кунта-хаджи Кишиева. И все члены его семьи женского пола носят платки и хиджабы. При этом все они получают светское образование, изучают Коран. Это и есть глубокое понимание исламской религии.

– Какие меры нужны для того, чтобы свобода вероисповедания была претворена в жизнь по всей стране?

– Необходима законодательная инициатива. Это касается и попыток запрета исламской классической богословской литературы, и ношения платков в учебных заведениях. Поставить точку можно только путем внесения соответствующих поправок в законодательство РФ. Должно быть прописано, что религия отделена от государства, но свобода вероисповедания не может быть ограничена должностными лицами.

Автор: Марат Расулов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Раиса 14 Сентября
Ответить

Нам необходимо проявлять уважение к друг другу, относиться с уважением к ВЕРЕ друг друга, обычаям, культуре. Ведь все мы, россияне, коренные народы, живем на своей исторической РОДИНЕ по заветам и вере своих предков. Буддисты, православные, мусульмане, иудеи и т. д. В этом сила и залог процветания РОССИИ!

Айрат 14 Сентября
Ответить

Ассалому Алейкум. Почему религия должна быть отделена от государства? Разве политика не касается верующих? Я это понимаю так, что верующие (культовые сооружения) не должны вмешиваться в дела государства. Я с этим не согласен.

Яндекс.Метрика