Богословское основание для запрета музыки в исламе

В 6 аяте суры «Лукман» говорится: «Среди людей есть такой, который покупает потешные речи (يَشْتَرِي لَهْوَ الْحَدِيثِ), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения».

Ниспосланию этого аята предшествовала следующая история: один из богатейших мекканских торговцев-язычников Надр ибн Харис привез из одного из своих торговых вояжей сборник историй о похождениях древнеперсидских героев – Исфандияра, Рустама, Кира и других. Он заявил курайшитам: «Мухаммад рассказывает вам истории об Аде, Самуде и других. А я расскажу вам истории поинтересней».

Курайшиты с интересом стали слушать эти истории на своих собраниях. Из-за этого они перестали ходить на собрания, где читались аяты из Корана. Чтобы еще больше повысить интерес к своим собраниям, Надр ибн Харис купил на невольничьем рынке рабыню, которая исполняла песни и играла на музыкальных инструментах. Она выступала в публичных местах, таким образом удерживая людей от посещения собраний, где читался Коран.

Если кто-то хотел пойти послушать чтение Корана, организатор веселий говорил ему: «Мухаммад заставляет тебя слушать Коран, а потом предлагает молиться и поститься, и это делает жизнь трудной для тебя. Так послушай же эту музыку и наслаждайся этим развлечением».

В связи с этим случаем и был ниспослан данный аят. Под «потешными речами» в узком смысле подразумевались рассказы про персидских царей и пение рабыни, слово «покупает» употреблено в прямом значении «приобретать одно в обмен на другое». Слово لهو, переведенное как «потешные» имеет еще одно значение «становиться легкомысленным», то есть относиться несерьезно, бездумно, не задумываться над последствиями своих действий.

Поэтому большинство сахабов, табиинов и муфассиров (толкователей аятов Корана) считали, что под это определение попадает все, что отвлекает человека от поминания и поклонения Аллаху. Сюда включается и музыка, и увлечение различными выдуманными историями.

Этой точки зрения придерживались такие крупные богословы как имам аль-Бухари, аль-Байхаки. Имам Тирмизи в своем сборнике хадисов также приводит высказывание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегавшего от покупки певцов и певиц из числа рабов, указывая на вышепроцитированный аят. Согласно другому хадису, распространение пения и игры на музыкальных инструментах является одним из признаков приближения Дня Суда.

Запрет этот становится еще понятней, если учитывать то обстоятельство, что забвение о Всевышнем может привести человека попаданию во власть к шайтану и в итоге к неверию. В суре «Украшения» Аллах обращается к людям со словами: «К тем, кто отвращается от поминания Милоcтивого, Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем». В суре «Корова» Всевышний говорит: «Вспоминайте меня и Я вспомню вас». Музыка – одна из уловок проклятого иблиса, который под расслабляющие мотивы песен уводит человека от поминания Создателя.

На основании всего этого многие богословы и факихи (правоведы) делают вывод о том, что пение, музыка и танцы запрещены по Шариату. Равно как запрещено покупать и продавать все, что этому греху способствует, а конкретно – музыкальные инструменты.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Зейнолла 23 Октября 2023г.
Ответить

В тексте допущена ошибка: В суре «Украшения» Аллах обращается к людям со словами: «К тем, кто отвращается от поминания Миловтивого, Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем»...

Яндекс.Метрика