Потребность в изучении исламской методологии

 

Исламская методология имеет отношение к процессу развития мышления в категориях ислама, и к сути тех идей, которые в результате этого процесса возникают. Соответственно, подобная методология неизменно должна соответствовать главным целям ислама и его изначальному замыслу. В этой связи, вопросы методологии в интеллектуальном смысле неотделимы от того образа жизни, на который ориентирует ислам и в котором он воспитывает мусульманское сообщество. 

Целью исламской мысли является утверждение исламского образа жизни людей, с тем чтобы земная жизнь стала основой для счастья в жизни последующей. Если исламская мысль будет уводить от исламского образа жизни, или, напротив, будет оторвана от непосредственных жизненных проблем обычных людей, то она утратит свою пользу и станет ненужной. Точно также, если мусульмане в своих жизненных перипетиях отклонятся от исламской мысли, то они собьются с пути и перестанут быть истинными последователями ислама, заблудившись в лабиринте неисламских ценностей и концепций.

Между тем, даже в случае полной гармонии между исламским образом жизни и исламской мыслью, исламская методология позволяет вырабатывать великое множество подходов и методов – в зависимости от особенностей тех или иных наук или областей познания.

Вопрос методологии относится к философской науке, которая, в свою очередь, согласно современной классификации, подразделяется на многочисленные отрасли знаний и субдисциплины. Изучение современной литературы, рассматривающей различные области философии с исламской точки зрения, мало что дает, кроме разрозненной информации об отдельных мусульманских ученых, внесших свой вклад в различные философские науки на протяжении истории развития исламской цивилизации. Что касается других аспектов, подпадающих под категорию философии науки – например вопросы языка, истории, теории и методики наук, и всего того, что относится к их развитию – они, увы, пока не стали предметом тщательного научного изучения с точки зрения ислама. [1]

Сама проблема изучения исламской методологии имеет несколько аспектов. Дело в том, что подавляющее большинство познавательных методик, распространенных сейчас в современной науке, появились в наиболее могущественных и влиятельных [западных] странах. Они имеют упорядоченный и системный характер, поскольку опираются на мощные методологические основания, с четко сформулированными принципами, ценностями и посылками. Нам необходимо понять внутреннюю сущностную природу этих [западных] стран и сообществ, чтобы сначала оценить степень их воздействия на наше общество, а затем решить, чему мы должны противостоять, а в чем нам следует сотрудничать. Для этого мы должны освоить их методы, чтобы осознать, как именно они работают, и далее, нам следует работать в рамках нашей собственной методологии, разработанной в контексте исламского взгляда на мир. Любая дискуссия или сравнение двух разнонаправленных методологий с неизбежностью будет включать в себя рассмотрение главных принципов и теоретических оснований каждой из них.[2]

Все кто занимается проблемой исламизации знаний признают, что состояние исламской методологии – это одна из главных проблем того интеллектуального кризиса, с которым столкнулась исламская община. Соответственно, они признают и то, что нам необходимо предпринять совместные усилия для построения  и совершенствования собственной методологии, поскольку именно она является фундаментом исламской культуры и цивилизации, к установлению которой стремится исламское сообщество. Однако следует с сожалением отметить явный дефицит исламской литературы и исследовательских работ, посвященных проблемам метода и методологии как областей познания. 

Мы также видим, что проблемам построения методологических основ ислама, или основанной на исламе теории метода (манхадж) посвятили свои труды лишь несколько мусульманских авторов. Те немногие работы, которые мы обнаруживаем на вышеозначенную тему, посвящены привлечению внимания к проблеме метода, к необходимости применения системного подхода, к использованию систематического прочтения, интерпретации и тому подобному. Лишь изредка мы можем столкнуться с примерами использования мусульманскими учеными системного подхода в той или иной познавательной области. 


Фатхи Хасан Малкави

Полная версия на сайте ИА IslamNews:https://islamnews.ru/2023/9/11/vyshla-kniga-integratsiya-poznaniya-osnovy-islamskoy-metodologii

[1] Ахмад Фуад Паша, Дирасат исламийа фи ал-фикр ал ‘илми. (Исламские исследования в области научной мысли). Каир: Дар ал-Хидайа, 1997. – С.12.

[2] Фуад Кадим Мукдади, Макулат фи фахм ал-хитаб ал-сакафи ал-тагриби (К вопросу о постижении проблемы вестернизации культуры). Рисалат ал-сакалайн (журнал «Две драгоценности), 11 год (издания), N 41, 2002. – С. 4-14

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика