Антиколониальная борьба Палестины

На фоне многообразия медийных оценок происходящего сегодня в Палестине, представляется интересным дать исторический экскурс в глубину палестинского вопроса.

В средние века территория сиро-ливано-палестинского треугольника была местом окончания торговых маршрутов из далекой Индии, Персии и Китая. Впоследствии товары перегружались на корабли, зафрахтованные еврейскими купцами из Европы, работавшими в тесной связке со своими ближневосточными единоверцами, и продавались по баснословным ценам уже на европейских берегах Средиземноморья. Со времен Крестовых походов европейцы стремились поставить Восточное Средиземноморье под свой контроль. Тогда это им не удалось, и пришлось ждать следующего шанса, который представился лишь в 1917 году.

В ходе Первой мировой войны англичане захватили территории Палестины и Сирии. Когда британская армия вошла в Дамаск, ее командующий генерал Алленби посетил гробницу легендарного победителя крестоносцев Салахетдина, и поставив на не ногу, сказал: «Мы вернулись, Саладин».

После того, как Англия получила Палестину под свой контроль, встал вопрос, как колонизировать эту территорию? У Британии было уже немало колоний, однако население Туманного Альбиона неохотно ехало даже в Индию, так как статус жителя колонии был намного ниже статуса жителя метрополии. Тогда англичане вспомнили о сионистах, которые давно вынашивали мечту о «земле обетованной», и договорились об организации переезда евреев в Палестину.

Известная «Декларация Бальфура» стала официальным обязательством правительства Великобритании о создании «национального еврейского очага». Таким образом англичане рассчитывали освоить в приемлемом для себя режиме эту территорию чтобы, как и в других колониях, извлекать для себя пользу.

Президент Всемирной сионистской организации Хаим Вейцман 3 февраля 1941 года откровенно рассказал советскому послу в Великобритании Ивану Майскому: «Английский колониальный администратор обычно проходит школу в таких британских владениях, как Нигерия, Судан, Родезия и т.д. Там есть определенный шаблон управления: немножко дороги, немножко суда, немножко миссионерства, немножко медицинской помощи для населения. Все просто, несложно, спокойно. Никаких серьезных проблем и никаких претензий со стороны управляемых. Это нравится английскому администратору, и он к этому привыкает. А в Палестине? Здесь, – оживляясь, продолжал Вейцман, – на такой программе далеко не уедешь. Здесь есть большие и сложные проблемы. Правда, палестинские арабы являются привычными для администратора [под]опытными кроликами, но зато евреи его приводят в отчаяние. Они всем недовольны, они ставят вопросы, они требуют ответов, подчас нелегких ответов. Администратор начинает сердиться. Начинает смотреть на евреев как на nuisance. А главное, администратор все время чувствует, что еврей смотрит на него и про себя думает: «Ты умный?.. А я, может быть, в два раза более умный, чем ты». Это окончательно настраивает администратора против евреев, и он начинает хвалить арабов. То ли дело с ними! Ничего не хотят и ничем не беспокоят». (Советско-израильские отношения. Сборник документов. Том 1. 1941-1953. Книга 1. 1941-1949. М.: 2000. стр.15-16)

Таким образом, евреи очень быстро стали тяготиться своим подчиненным положением и начали выступать против англичан, сначала устраивая акции гражданского неповиновения, а затем, встав на путь террористической борьбы и создав свои вооруженные отряды. Англичане применили в этой ситуации проверенную колониальную практику «разделяй и властвуй» и вооружили арабов. С 1920 года вооруженные столкновения между арабами и евреями стали происходить регулярно и градус насилия непрерывно повышался.

Стоит отметить, что и у арабов отношения с англичанами были «неровными». В 1916 году шериф Мекки Хуссейн поднял восстание против Османской империи по договоренности с англичанами, которые обещали сделать его королем всех арабов. Естественно, что после своей победы в войне они предпочли «забыть» об этом. Тем не менее 3 января 1919 года на Парижской мирной конференции, на которой обсуждались контуры послевоенного устройства мира, сын Хуссейна Фейсал и лидер сионистов Хаим Вейцман заключили соглашение, согласно которому, евреям выделялась территория в Палестине, граничащая с «арабским королевством».

Современные сионисты трактуют это, как принципиальное согласие арабов на выделение Палестины из арабского королевства и существование еврейско-сионистского государства. При этом они игнорируют факт, что никто не уполномочивал Фейсала подписывать подобные соглашения. Кроме того Фейсал связывал создание еврейского государства с созданием арабского королевства, которое так и не было образовано, а попытка Фейсала подчинить себе территорию Сирии была подавлена французами, получившими мандат на управление ей.

Стоит отметить, что англичане так и не решили земельный вопрос в Палестине. Во времена Османской империи все земли считались собственностью государства, но местные жители имели право на пользование землей, выплачивая налоги с урожая. После того, как Палестина попала под британский контроль и туда началась иммиграция евреев, поселенцы до 1938 года смогли освоить лишь 6% ее территории. Остальные земли Палестины ни фактически, на даже, с точки зрения каких бы то ни было законов, им не принадлежали.

В 1938 году правительство Великобритании послало в Палестину специальную комиссию под руководством лорда Пила, которая рекомендовала разделить территорию региона между арабами и евреями. При этом предполагалось передать евреям города Хайфа и Яффа, населенные арабами. Естественно, что местные жители на это не согласились.

Английская колониальная администрация предприняла определенные шаги, чтобы юридически оформить права евреев на эти территории, но до окончания своего правления в 1948 году успела передать им около 22% земель.

Вторая мировая война коренным образом изменила ситуацию. С одной стороны, выросла эмиграция евреев в Палестину из Европы, а с другой – усилилось влияние сионистских кругов на политику США. В свою очередь СССР использовал уже советских евреев для выстраивания контактов с еврейскими кругами США в целях получения ленд-лиза. И хотя арабы пытались привлечь внимание к проблеме арабо-еврейских конфликтов в Палестине, их никто уже не рассматривал всерьез.

Дело шло к провозглашению государства Израиль, что и случилось в 1948 году. С тех пор проблема приобрела совершенно другое измерение. Можно сказать, что по итогам Второй мировой войны евреи получили свое государство, а арабский мир рассыпался на кусочки в виде постколониальных государственных образований, чьи правящие круги не могли объединиться, так как зависели от бывших метрополий. С тех пор судьба Палестины является незаживающей раной для всех мусульман.

В октябре этого года «международное сообщество» в лице руководства Запада продемонстрировало свое истинное отношение к палестинской проблеме. Западные политики фактически солидаризировались с Израилем, открыто продемонстрировав, что жизни палестинцев для них ничего не значат. Маски сброшены окончательно: всем ясно, что «цивилизованный мир» продолжает свою колониальную политику. Борьба с новым колониализмом становится актуальной как никогда. Палестинцы идут в авангарде этой борьбы, и все люди дорой воли должны поддержать их в стремлении обрести свободу и независимость.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика