Каллиграфия занимает особое место в мусульманской культуре. Об этом говорят многочисленные выставки и непередаваемые по красоте и заложенным смыслам работы мастеров из разных уголков земного шара. Кто-то через такие работы пытается самовыражаться, а кто-то с помощью пера и листа бумаги рассказывает о красоте ислама, используя аяты Священного Корана и хадисы. При этом каждый художник выводит свои изображения и символы. Один из таких мастеров – Шокир Турдиев, который с помощью аятов, сур и хадисов написал образ одного из самых популярных на сегодня спортсменов- мусульман Хабиба Нурмагамедова и его отца.
Корреспондент ИА IslamNews встретился с художником и обсудил, какую роль в его жизни сыграла каллиграфия и почему для последней монументальной работы были выбраны слова определённой тематики. Забегая вперёд, хочется отметить, что сама по себе эта картина уникальная и неповторима. Помимо воспитательного характера, она несёт в себе ценность арабской каллиграфии в целом, напоминая нам, что это тончайшее искусство, делая тем самым картину ещё более ценной как духовно, так и материально.
– Как в Вас родился интерес к каллиграфическому искусству?
– Каллиграфией занимаюсь я давно. Каждый советский школьник учил иностранный язык, у меня это был персидский. Я познакомился с арабской графикой, будучи учеником 4 класса школы в Истаравшане (город в Таджикистане, – IN). Мне повезло, что наш учитель показывал некоторые элементы каллиграфии, и уже с 5 класса я начал активно погружаться в этот мир. Далее меня ждал факультет восточных языков, а в 1981 году, будучи студентом, отправился в Афганистан. На этом моё путешествие по миру не закончилось: работая в Афганистане (1984-1987; 1994-1996) и в Иране (1997-1999) одновременно изучал каллиграфию у местных мастеров.
В Казани я уже живу пять лет, сюда меня перевёз сын. Для меня Казань – удивительный и уникальный по своей природе город. Мне довелось побывать в Москве, на Кавказе, в Средней Азии, но Казань притягивает своим колоритом: все здесь живут дружно, народ гостеприимный, рядом с мечетью церковь – так должно быть по всему миру, чтобы с уважением относились друг к другу. Здесь много культурных исторических объектов по сравнению с другими городами. Радостно, что местные власти смогли сохранить эти ценности, уберечь для потомков богатую многовековую историю и многообразное наследие.
– Каким был Ваш путь в мастерстве каллиграфии?
– Самую первую свою работу я изготовил ещё в студенческие годы – это было выжженное на берёзовой доске изображение розы. В одну из своих командировок я привёз домой открытку, на которой девушка держит кувшин и пиалу. Я решил укрупнить рисунок и перенести его на фанеру.
Что же касается непосредственно искусства каллиграфии, то стоит понимать, что при всех министерствах в Афганистане были штатные каллиграфы. Тогда я трудился при управлении по механизации сельского хозяйства. Поговорил с начальником, и он разрешил мне в свободное время брать уроки у каллиграфа. Хорошей базой мне здесь послужили знания, полученные на уроках каллиграфии в университете. Так и начался мой путь: везде, где я встречал мастеров, обучался у них, просил объяснить непонятные моменты, перенимал фишки.
В 2017 году со стороны общественной организации Persian (Iranian) Renaissance Foundation был организован конкурс по «Шахнаме» Фирдоуси по десяти номинациям среди персоязычных населений мира. Пожелав участвовать на этом конкурсе в номинации «каллиграфия», я написал на двух страницах несколько строк из поэмы «Бежан и Манижа» и удостоился первого места.
– Почему именно Хабиб?
– Конечно, меня вдохновила победа Хабиба над Конором. Мне также хотелось, чтобы работа имела морально-нравственную ценность. Хабиб – это пример скромного, религиозного человека, не кичащегося своей славой, с уважением относящегося к своим родителям. Много нашей молодёжи берёт с него пример. Так, я решил написать портрет Хабиба Нурмагомедова, его отца и наставника Абдулманапа Нурмагомедова из сур Священного Корана и хадисов пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) арабской графикой.
– Сюжет родился сразу?
– Этому предшествовала продолжительная подготовительная работа: надо было собрать книги, изучить материалы. В первую очередь я приступил к выбору силуэта. В связи с тем, что герои моей работы – хаджии, решил составить портреты на фоне Каабы, а в руку Хабиба Нурмагомедова вложил Священную Книгу. Затем, чтобы составить эскиз по хадисам пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) приступил к изучению хадисов по книге «Ал-адаб ал-муфрад» и «Сахих аль-Бухари». Я хотел, чтобы это было максимально полезно для человечества, поэтому темы, которые раскрывается в картине, – воспитание, уважение и почитание родителей, уважение и защита детей и стариков, милосердие. Это все те качества, которых не хватает в нашем обществе.
– Расскажите немного о своей картине и особенностях её написания. Были ли какие-то трудности?
– Сначала работу выполнял карандашом, а потом уже чернилами. Я наивно полагал, что ставить точки просто, но это оказалось не так. В одном квадратном сантиметре – 200-250 точек. Сначала я не мог найти тонкую ручку. Одновременно с этим хотелось, чтобы работа не была типичной и по размеру, и по форме, и по содержанию, и по чёткости. Хотелось, и чтобы через лупу сохранялась чёткость картины, и издалека она была понятная каждому. Так, при работе я использовал лупу.
– Интересным представляется использование Вами определённых аятов Корана при оформлении отдельных частей картины…
– К примеру, суру «аль-Фатиха», самую известную и имеющую много достоинств, решил привести в самом начале, ведь Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) назвал её «матерью Корана и матерью Книги, так как она заключает в себе все основы Корана».
Как Коран начинается с суры «аль-Фатиха» и заканчивается сурой «ан-Нас», так и работая над оформление воротника пальто покойного Абдулманапа Нурмагомедова, решил начать с суры «аль-Фатиха» и закончить сурой «ан-Нас».
– Чем ещё Вы руководствовались в выборе тех или иных аятов и хадисов?
– В изображении Хабиба и его отца – волосы, контур лица, пиджак, глаза, губы, тень – я использовал аяты Корана и хадисы из сборника аль-Бухари. Лучшие наставления пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) отображены на голове моего героя. Всего здесь можно найти 11 аятов, 7 сур и 78 хадисов.
Несмотря на величественность героев, зритель видит красоту невооруженным глазом. В глазах героев я хотел показать живость и тонкость всей картины. Так, зрачок я заполнил самым употребляемым словом в мире – «Мухаммад», а радужную оболочку описал самым драгоценным словом мусульман – «Аллах». Это повторяется в глазах моих героев.
Для создания бороды я использовал такие хадисы, как «Лучшие из вас те, которые имеют лучшее поведение», «Добрые деяния, что творятся во имя Аллаха», «Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, Он обязательно ниспосылает и средство её исцеления», «Каждый, кто знает все 99 имён Аллаха, достоин рая».
Желая донести до людей важность милосердия и доброго отношения к окружающим, я также использовал хадис «Аллах не проявит милосердия к тому, кто не проявляет милосердия к другим людям».
– Оригинальным и своеобразным получился галстук Абдулманапа Нурмагомедова…
– Это связано с особенностями шрифта. На границах разместил хадисы, а внутреннюю часть оформил куфийским шрифтом, используя прозвище Хабиба Нурмагомедова «Орёл» (на арабском языке «Насрун», а на таджикском – «Укоб»). Бока центральной части заполнил словами «Дагестан». Треугольный узел галстука отделяется от самого галстука словами СубханАллах», «АльхамдулиЛлах» и «Аллаху Акбар».
– В глаза бросается необычное оформление пиджака Хабиба. Какие тексты были использованы здесь?
– Пожалуй, это одна из самых крупных деталей картины. Здесь я использовал хадисы, описывающие родителей, уважение к ним, такие качества, как смирение, щедрость, великодушие, послушание и нежное обращение с родителями, правдивость в словах и сбережение того, что было вверено на хранение. Интересно решил оформить поверхность пиджака: сначала наносил крупные точки, потом мелкие, а уже после при помощи лупы наносил конкретные точки разного размера в определённые места по мере необходимости. В некоторых местах в 1 см2 более 200 точек разного размера. Таким образом, для оформления поверхности пиджака в оригинале потратил около трёх недель.
– Вы упомянули, что хотели подчеркнуть тему детей и отцов, уважения к родителям…
– Пожалуй, это одна из ключевых тем, которую я старался раскрыть в работе. Я использовал аяты из сур «ан-Ниса», «аль-Ахкаф», посвященные женщине и семье, показывающие высокий статус женщины и матери в исламе, то, как мусульмане относятся к родителям, о важности помощи ближним и странствующим. К примеру, если мы посмотрим на губы Хабиба, то при их оформлении использовал советы и наставления отца к своему сыну из суры «Лукман».
– Особый художественный интерес вызывает оформление волос Хабиба. Как Вам удалось придать им такую естественную форму?
– Учитывая, что волосы моего героя прямые и короткие, решил, что самым оптимальным будет использовать при их оформлении стиль квадратный куфи. Вообще существует более 30 видов куфи, каждый из которых имеет свои правила и нормы, а используется, как правило, для оформления и украшения важных архитектурных сооружений исламского мира. Однако мне пришлось нарушить некоторые правила. Так, к примеру, в той части головы, где волосы были густыми, куфийским шрифтом большими буквами написал фразы и предложения «Ассаламу алейкум», «БисмиЛляхир рахманир рахим», «Ля Иляха илляЛлаху Мухаммадан расулуЛлах», «аль-Коран аль-Карим», «ХабибуЛлах», «АльхамдулиЛлах», «Аллах» и «Мухаммад». Середину голову оформил с помощью слов «Аллах» и «Мухаммад».
– Когда смотришь на всю картину целиком, взгляд сразу падает на Коран в руках Хабиба…
– Священная книга – это символ веры и благочестия. Это самый важная и кропотливая часть работы. В центре обложки книги каллиграфическим стилем сульс написано «аль-Коран аль-Карим», а по углам расположились восточные узоры.
– Сколько времени вы работали над своей картиной?
– Два года. В ноябре 2019 я поставил первую точку, а в декабре 2022 – последнюю.
– Получился настоящий шедевр по вложенным усилиям и внушительным размерам…
– Да, размер готовой работы – 85х145см. Если говорить о цифрах, то слово «Аллах» встречаются 837 раз, «Мухаммад» – 527 раз, «БисмиЛляхир рахманир рахим» – 49 раз, «СубханАллах» – 89 раз, «АльхамдулиЛлах» – 57 раз, «Аллаху Акбар» – 111 раз, «Дагестан» – 6 раз, «Хабиб» – 153 раз, «Насрун» – 6 раз.
Когда смотришь издалека, то видишь фотографию двух известных людей в области спорта. Если посмотреть поближе, то обнаружишь сочинение, имеющее большую художественную, религиозную, моральную и духовную ценность.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью:
Ответить
Это харам, нельзя так делать!!! Имена Аллаха на портератах людей писать, это категорически запрещено!
Ответить
Человек- великое творение Аллаха, которому поклонились ангелы, кроме Иблиса. Это , по словам мудрецов- Венец природы. Так, если осенить Венец природы аятами и сурами Великого Писания- грех, то по мнению " знатоков" шариата любое искусство восхваляющее и возносящее Ислам- неправильно. В том числе и песни Сами Юсуфа, благодаря которым, многие немусульмане для себя открыли истинный Ислам, рисунки зверей и птиц аятами и сурами во дворцах и медресе Шираза, Исфахана, Самарканда, Бухары , Альгамбры и многих других сооружений раннего средневековья- харам? Такие горе- комментаторы в жизни не достигли...
Читать дальше