Хабиба воспели цитатами из Корана и хадисов

Каллиграфия занимает особое место в мусульманской культуре. Об этом говорят многочисленные выставки и непередаваемые по красоте и заложенным смыслам работы мастеров из разных уголков земного шара. Кто-то через такие работы пытается самовыражаться, а кто-то с помощью пера и листа бумаги рассказывает о красоте ислама, используя аяты Священного Корана и хадисы. При этом каждый художник выводит свои изображения и символы. Один из таких мастеров – Шокир Турдиев, который с помощью аятов, сур и хадисов написал образ одного из самых популярных на сегодня спортсменов- мусульман Хабиба Нурмагамедова и его отца.

Корреспондент ИА IslamNews встретился с художником и обсудил, какую роль в его жизни сыграла каллиграфия и почему для последней монументальной работы были выбраны слова определённой тематики. Забегая вперёд, хочется отметить, что сама по себе эта картина уникальная и неповторима. Помимо воспитательного характера, она несёт в себе ценность арабской каллиграфии в целом, напоминая нам, что это тончайшее искусство, делая тем самым картину ещё более ценной как духовно, так и материально.

– Как в Вас родился интерес к каллиграфическому искусству?

– Каллиграфией занимаюсь я давно. Каждый советский школьник учил иностранный язык, у меня это был персидский. Я познакомился с арабской графикой, будучи учеником 4 класса школы в Истаравшане (город в Таджикистане, – IN). Мне повезло, что наш учитель показывал некоторые элементы каллиграфии, и уже с 5 класса я начал активно погружаться в этот мир. Далее меня ждал факультет восточных языков, а в 1981 году, будучи студентом, отправился в Афганистан. На этом моё путешествие по миру не закончилось: работая в Афганистане (1984-1987; 1994-1996) и в Иране (1997-1999) одновременно изучал каллиграфию у местных мастеров.

В Казани я уже живу пять лет, сюда меня перевёз сын. Для меня Казань – удивительный и уникальный по своей природе город. Мне довелось побывать в Москве, на Кавказе, в Средней Азии, но Казань притягивает своим колоритом: все здесь живут дружно, народ гостеприимный, рядом с мечетью церковь – так должно быть по всему миру, чтобы с уважением относились друг к другу. Здесь много культурных исторических объектов по сравнению с другими городами. Радостно, что местные власти смогли сохранить эти ценности, уберечь для потомков богатую многовековую историю и многообразное наследие.

– Каким был Ваш путь в мастерстве каллиграфии?

– Самую первую свою работу я изготовил ещё в студенческие годы – это было выжженное на берёзовой доске изображение розы. В одну из своих командировок я привёз домой открытку, на которой девушка держит кувшин и пиалу. Я решил укрупнить рисунок и перенести его на фанеру.

Что же касается непосредственно искусства каллиграфии, то стоит понимать, что при всех министерствах в Афганистане были штатные каллиграфы. Тогда я трудился при управлении по механизации сельского хозяйства. Поговорил с начальником, и он разрешил мне в свободное время брать уроки у каллиграфа. Хорошей базой мне здесь послужили знания, полученные на уроках каллиграфии в университете. Так и начался мой путь: везде, где я встречал мастеров, обучался у них, просил объяснить непонятные моменты, перенимал фишки.

В 2017 году со стороны общественной организации Persian (Iranian) Renaissance Foundation был организован конкурс по «Шахнаме» Фирдоуси по десяти номинациям среди персоязычных населений мира. Пожелав участвовать на этом конкурсе в номинации «каллиграфия», я написал на двух страницах несколько строк из поэмы «Бежан и Манижа» и удостоился первого места.

– Почему именно Хабиб?

– Конечно, меня вдохновила победа Хабиба над Конором. Мне также хотелось, чтобы работа имела морально-нравственную ценность. Хабиб – это пример скромного, религиозного человека, не кичащегося своей славой, с уважением относящегося к своим родителям. Много нашей молодёжи берёт с него пример. Так, я решил написать портрет Хабиба Нурмагомедова, его отца и наставника Абдулманапа Нурмагомедова из сур Священного Корана и хадисов пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) арабской графикой.

– Сюжет родился сразу?

– Этому предшествовала продолжительная подготовительная работа: надо было собрать книги, изучить материалы. В первую очередь я приступил к выбору силуэта. В связи с тем, что герои моей работы – хаджии, решил составить портреты на фоне Каабы, а в руку Хабиба Нурмагомедова вложил Священную Книгу. Затем, чтобы составить эскиз по хадисам пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) приступил к изучению хадисов по книге «Ал-адаб ал-муфрад» и «Сахих аль-Бухари». Я хотел, чтобы это было максимально полезно для человечества, поэтому темы, которые раскрывается в картине, – воспитание, уважение и почитание родителей, уважение и защита детей и стариков, милосердие. Это все те качества, которых не хватает в нашем обществе.

– Расскажите немного о своей картине и особенностях её написания. Были ли какие-то трудности?

– Сначала работу выполнял карандашом, а потом уже чернилами. Я наивно полагал, что ставить точки просто, но это оказалось не так. В одном квадратном сантиметре – 200-250 точек. Сначала я не мог найти тонкую ручку. Одновременно с этим хотелось, чтобы работа не была типичной и по размеру, и по форме, и по содержанию, и по чёткости. Хотелось, и чтобы через лупу сохранялась чёткость картины, и издалека она была понятная каждому. Так, при работе я использовал лупу.

– Интересным представляется использование Вами определённых аятов Корана при оформлении отдельных частей картины…

– К примеру, суру «аль-Фатиха», самую известную и имеющую много достоинств, решил привести в самом начале, ведь Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) назвал её «матерью Корана и матерью Книги, так как она заключает в себе все основы Корана».

Как Коран начинается с суры «аль-Фатиха» и заканчивается сурой «ан-Нас», так и работая над оформление воротника пальто покойного Абдулманапа Нурмагомедова, решил начать с суры «аль-Фатиха» и закончить сурой «ан-Нас».

– Чем ещё Вы руководствовались в выборе тех или иных аятов и хадисов?

– В изображении Хабиба и его отца – волосы, контур лица, пиджак, глаза, губы, тень – я использовал аяты Корана и хадисы из сборника аль-Бухари. Лучшие наставления пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) отображены на голове моего героя. Всего здесь можно найти 11 аятов, 7 сур и 78 хадисов.

Несмотря на величественность героев, зритель видит красоту невооруженным глазом. В глазах героев я хотел показать живость и тонкость всей картины. Так, зрачок я заполнил самым употребляемым словом в мире – «Мухаммад», а радужную оболочку описал самым драгоценным словом мусульман – «Аллах». Это повторяется в глазах моих героев.

Для создания бороды я использовал такие хадисы, как «Лучшие из вас те, которые имеют лучшее поведение», «Добрые деяния, что творятся во имя Аллаха», «Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, Он обязательно ниспосылает и средство её исцеления», «Каждый, кто знает все 99 имён Аллаха, достоин рая».

Желая донести до людей важность милосердия и доброго отношения к окружающим, я также использовал хадис «Аллах не проявит милосердия к тому, кто не проявляет милосердия к другим людям».

– Оригинальным и своеобразным получился галстук Абдулманапа Нурмагомедова…

– Это связано с особенностями шрифта. На границах разместил хадисы, а внутреннюю часть оформил куфийским шрифтом, используя прозвище Хабиба Нурмагомедова «Орёл» (на арабском языке «Насрун», а на таджикском – «Укоб»). Бока центральной части заполнил словами «Дагестан». Треугольный узел галстука отделяется от самого галстука словами СубханАллах», «АльхамдулиЛлах» и «Аллаху Акбар».

– В глаза бросается необычное оформление пиджака Хабиба. Какие тексты были использованы здесь?

– Пожалуй, это одна из самых крупных деталей картины. Здесь я использовал хадисы, описывающие родителей, уважение к ним, такие качества, как смирение, щедрость, великодушие, послушание и нежное обращение с родителями, правдивость в словах и сбережение того, что было вверено на хранение. Интересно решил оформить поверхность пиджака: сначала наносил крупные точки, потом мелкие, а уже после при помощи лупы наносил конкретные точки разного размера в определённые места по мере необходимости. В некоторых местах в 1 см2 более 200 точек разного размера. Таким образом, для оформления поверхности пиджака в оригинале потратил около трёх недель.

– Вы упомянули, что хотели подчеркнуть тему детей и отцов, уважения к родителям…

– Пожалуй, это одна из ключевых тем, которую я старался раскрыть в работе. Я использовал аяты из сур «ан-Ниса», «аль-Ахкаф», посвященные женщине и семье, показывающие высокий статус женщины и матери в исламе, то, как мусульмане относятся к родителям, о важности помощи ближним и странствующим. К примеру, если мы посмотрим на губы Хабиба, то при их оформлении использовал советы и наставления отца к своему сыну из суры «Лукман».

– Особый художественный интерес вызывает оформление волос Хабиба. Как Вам удалось придать им такую естественную форму?

– Учитывая, что волосы моего героя прямые и короткие, решил, что самым оптимальным будет использовать при их оформлении стиль квадратный куфи. Вообще существует более 30 видов куфи, каждый из которых имеет свои правила и нормы, а используется, как правило, для оформления и украшения важных архитектурных сооружений исламского мира. Однако мне пришлось нарушить некоторые правила. Так, к примеру, в той части головы, где волосы были густыми, куфийским шрифтом большими буквами написал фразы и предложения «Ассаламу алейкум», «БисмиЛляхир рахманир рахим», «Ля Иляха илляЛлаху Мухаммадан расулуЛлах», «аль-Коран аль-Карим», «ХабибуЛлах», «АльхамдулиЛлах», «Аллах» и «Мухаммад». Середину голову оформил с помощью слов «Аллах» и «Мухаммад».

– Когда смотришь на всю картину целиком, взгляд сразу падает на Коран в руках Хабиба…

– Священная книга – это символ веры и благочестия. Это самый важная и кропотливая часть работы. В центре обложки книги каллиграфическим стилем сульс написано «аль-Коран аль-Карим», а по углам расположились восточные узоры.

– Сколько времени вы работали над своей картиной?

– Два года. В ноябре 2019 я поставил первую точку, а в декабре 2022 – последнюю.

– Получился настоящий шедевр по вложенным усилиям и внушительным размерам…

– Да, размер готовой работы – 85х145см. Если говорить о цифрах, то слово «Аллах» встречаются 837 раз, «Мухаммад» – 527 раз, «БисмиЛляхир рахманир рахим» – 49 раз, «СубханАллах» – 89 раз, «АльхамдулиЛлах» – 57 раз, «Аллаху Акбар» – 111 раз, «Дагестан» – 6 раз, «Хабиб» – 153 раз, «Насрун» – 6 раз.

Когда смотришь издалека, то видишь фотографию двух известных людей в области спорта. Если посмотреть поближе, то обнаружишь сочинение, имеющее большую художественную, религиозную, моральную и духовную ценность.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Аноним 27 Декабря 2023г.
Ответить

Это харам, нельзя так делать!!! Имена Аллаха на портератах людей писать, это категорически запрещено!

Низами Рахимов 30 Декабря 2023г.
Ответить

Человек- великое творение Аллаха, которому поклонились ангелы, кроме Иблиса. Это , по словам мудрецов- Венец природы. Так, если осенить Венец природы аятами и сурами Великого Писания- грех, то по мнению " знатоков" шариата любое искусство восхваляющее и возносящее Ислам- неправильно. В том числе и песни Сами Юсуфа, благодаря которым, многие немусульмане для себя открыли истинный Ислам, рисунки зверей и птиц аятами и сурами во дворцах и медресе Шираза, Исфахана, Самарканда, Бухары , Альгамбры и многих других сооружений раннего средневековья- харам? Такие горе- комментаторы в жизни не достигли...
Читать дальше

Яндекс.Метрика