Изучение сионистского феномена

Аль-Фаруки пытался представить сионистский феномен через свои труды, которые включают в себя три специализированные книги, а также десятки статей, семинаров, лекций и дебатов. Его представление сионизма отличалось глубиной и дальновидностью. В этом ему помогли его знание истории религии и западной философии, сопровождавшей развитие западной цивилизации.

Он углубился в изучение истоков сионизма в иудаизме, погружаясь в глубины еврейской религии и анализируя ее корни, а также обратился к теории «четырех источников»[1] Вельхаузена[2] с изложением, анализом и критикой, и в конце концов ему стало ясно, что эти источники содержат два противоречивых взгляда: ханифизм и радикализм, и что радикализм – который является основой сионизма – вскоре затмил понятия искаженной еврейской религии, например: Бог, избрал их и сделал избранным Богом народом, на национальной и этнической основе, а не на религиозной основе. Здесь радикализм Бога по отношению к Его избранному народу проявляется более чем в одном месте в Торе. Радикализм проявляется в концепции «Святая Земля», Земля Обетованная, и право на нее, независимо от средств и методов и независимо от того, кто там живет. Расизм также присутствовал в доктрине спасения и еврейского Мессии-Спасителя, что заставило Аль‑Фаруки в своих трудах о сионизме прийти к выводу, что сионизм – это ни что иное, как попытка вернуться к истокам еврейской религии и возродить радикальные концепции, которые пронизывают ее.

С начала шестидесятых годов и вплоть до 1967 года Аль-Фаруки интеллектуально обратился к концепции «ислама» вместо концепции «арабизма». Он написал книгу на английском языке под названием «Ислам и проблема Израиля», в которой объяснил, что сионистское государство, прослеживая его исторический контекст, представляет собой величайшую опасность для мусульман. Это не просто повторение европейских христианских крестовых походов в средние века или повторение современного европейского колониализма, но, скорее, то же самое, что и то, и другое, или даже нечто большее. Поэтому он подчеркнул необходимость того, чтобы арабы и мусульмане не принимали сионистское государство как неотъемлемую часть стран мира в Азии и Африке, и призвал мусульманских ученых тщательно изучить этот вопрос, указав, что рождение Израиля представляет собой Западно-христианскую дилемму, которую Запад хотел решить за счет исламской уммы в целом и палестинцев в частности. Он указал на существование трех западно-христианских идей, которые подготовили почву для изгнания евреев из Европы и поселения их в Палестине[3]:

- Учение об онтологическом прохождении греха в христианстве.

- Обещания европейского Просвещения добиться равенства для евреев.

- Этноцентризм в еврейской религии[4].

Что касается книги «Истоки сионизма в еврейской религии», то она представляет собой сборник лекций, которые Аль-Фаруки читал студентам Института арабских исследований Лиги арабских государств в 1963 и 1964 годах. Позже они были собраны в книгу, которая была опубликована в арабской и английской версиях[5].

В этой книге Аль-Фаруки провел различие между сионизмом как интеллектуальным религиозным движением и политическим сионизмом, возникшим под руководством Теодора Герцля[6] (в девятнадцатом веке). Он пояснил, что это исследование религиозного сионизма, и в нем он стремился проследить истоки сионизма в еврейской религии. Начиная с первых отцов (патриархов) до их присутствия в Египте, и во время их пребывания там, затем после их выхода из него с Моисеем в странствованиях, затем возникновение царства Давида и его разделение до изгнания, затем прослеживание истоков сионизма в еврейской религии после изгнания, вплоть до современного иудаизма.

Аль-Фаруки обнаружил семантическое развитие радикальных концепций в иудаизме и проследил хронологическую историю иудаизма, для того, чтобы раскрыть связь между ней и современным сионизмом. Начиная с утверждения об избранности, и заканчивая концепцией «Святой Земли», и другими верованиями, разоблачая их отношения с сионизмом, событиями той эпохи и проблемами, стоящими перед исламским миром в современную эпоху, чтобы найти решение этих вопросов[7].

Аль-Фаруки на основе своего анализа пришел к выводу, что современный сионизм и радикальная тенденция, которую он несет, являются ни чем иным, как возрождением этой религии и мышления, и что эта тенденция не принесла ничего нового в мир идеологии, унаследованной от еврейских предков на протяжении веков[8].

То же самое он сделал, прослеживая истоки современных сект и их ранние истоки, в книге «Современные секты в еврейской религии»[9], которая представляет собой группу лекций, которые Аль-Фаруки читал студентам кафедры Палестинских исследований в Институте арабских исследований Лиги арабских государств в 1968 году. В последующем, они были собраны в книгу, опубликованную в арабской и английской версиях.

В этой книге Аль-Фаруки представил, как иудейская религия формировалась в изгнании, затем в Средние века, затем в эпоху просвещения и освобождения. Он также представил все секты: реформистскую, ортодоксальную и консервативную, затем сионизм, переход от религиозного национализма к национальной религии[10].

Аль-Фаруки обсудил эти секты, их происхождение, их наиболее важных деятелей и верования, а также связал их происхождение, главным образом, из-за кризиса евреев на христианском Западе и под влиянием западноевропейской светской мысли, с возникновением освободительного и просветительского движения среди евреев, проживших трагическую жизнь в изоляции. В Европе подобные группы возникли в ответ на эти события, как негативные, так и позитивные[11]. Возникли два основных направления и умеренное третье. Первое направление принимает ассимиляцию с обществом, второе отвергает ее, а третье пытается объединить их. Пока не пришел сионизм, став их главенствующей идеей и тогда среди них победила идея радикализма, особенно в отношении возвращения на историческую родину и построения государственности[12].

Аль-Фаруки отличал радикальную сионистскую идею от первоначальных еврейских течений, сохранивших свое еврейское духовное наследие, которые он назвал ханифизмом, как противовес радикальному сионизму, который пытался сделать радикальный иудаизм религией, подобной всем остальным религиям[13].

Амир Дашинюр

Из книги «Феноменологический подход в изучении религии и его применение у Исмаила аль-Фаруки»
 

[1] Также называется документальной гипотезой, которая утверждает, что первые пять книг Ветхого Завета (называемые Торой) представляют собой собрание документов из четырех независимых источников. Это следующие источники: 

- Источник J (или Иегова): написан в 950 году до нашей эры в южном (Иудейском) царстве. Имя Иегова начинается с буквы J на немецком языке. 

- Источник E (Элогемический): написан на год 850 до н.э. в Северном Израильском царстве.  

- Источник D (Второзаконие): Написано в 621 году до н.э. в Иерусалиме во время религиозной реформы.

- Источник P (Священнический): Написано Ароновыми священниками в 450 г. до н.э. 

Что касается редактора, который собрал эти источники в окончательном варианте Торы, его называют R (от слова Редактор), что означает составитель Торы, и, возможно, это был Ездра.

 - حسن، محمد خليفة. تاريخ الأديان: دراسة وصفية مقارنة القاهرة: دار الثقافة العربية، ٢٠٠٨م، ص ۲۰۲-۲۱۸

[2] Юлиус Вельхаузен (1844–1918 гг.): немецкий исследователь Библии и востоковед, родившийся в Хамельне, изучал теологию в Геттингенском университете в Германии, а в 1870 г. н. э. стал экспертом по истории Торы.  Евреи критиковали его методы исследования и изучения и видели, что в них есть антисемитский и антикатолический элемент. Вельхаузен открыто выражал свою враждебность к священническим частям (еврейским раввинам и католическим монахам в Торе, включая его книги: «История государства».

 

[3]الشنقيطي، خيرة العقول المسلمة في القرن العشرين، مرجع سابق

[4]المرجع السابق

[5]Al Faruqi, Ismail Raji. Usul al Sahyuniyah fi al Din al Yahudi (An Analytical Study of the Growth of Particularism in Hebrew Scripture). Cairo: Institute of Higher Arabic Studies, 1964

[6] Теодор Герцль (1860–1904 гг.): австро-венгерский еврейский журналист, основатель современного политического сионизма. Он родился в Будапеште и умер в Эдлахе, Австрия. Он получил образование, соответствующее духу немецко-еврейского Просвещения, господствовавшего в ту эпоху, и западно-христианский характер преобладал в нем до 1878 года. Герцль поступил на юридический факультет, где получил докторскую степень в 1884 году, затем работал в судах Вены и Зальцбурга, затем занялся литературой и писательством.  После этого с 1891 по 1896 год он работал в Париже корреспондентом важной западной газеты того времени Neue Freie Presse, где сионистские идеи Герцля начали формироваться в тот период, когда в Европе рос антисемитизм. Поэтому он начал думать о еврейской проблеме и о необходимости найти решение, отличное от ассимиляции в восточно- и западноевропейских обществах. Это связано с тем, что антисемитские тенденции и желание евреев доказать свое существование, как точка зрения Герцля, мотивируют поиск альтернативы. Опубликованый в 1896 г. буклет поначалу не нашел никакого резонанса, но заложил основу для возникновения политического сионизма и становления сионистского движения после Первого сионистского конгресса, состоявшегося в швейцарском городе Базеле в 1897 г. где элита избрала Герцля президентом Всемирной сионистской организации. 

تيودور هرتزلhttps://ar.wikipedia.org/wiki

 

[7]بو عافية، «منهج الفاروقي في دراسة اليهودية، مرجع سابق، ص ۱۸۰

[8]الفاروقي، إسماعيل راجي. أصول الصهيونية في الدين اليهودي القاهرة مكتبة وهبة للطباعة والنشر، ١٩٦٨ م، ص ٩٩

[9] Al Faruqi. Ismail Raji. Al Milal al Mu'asirah fi al Din al Yahudi (Contemporary Sects in Judaism), Cairo: Institute of Higher Arabic Studies, 1968

[10] الفاروقي، إسماعيل راجي الملل المعاصرة في الدين اليهودي، القاهرة معهد البحوث والدراسات العربية، القاهرة، ۱۹٦٨م. انظر أيضاً النسخة الإنجليزية من الكتاب

[11] بو عافية، منهج الفاروقي في دراسة اليهودية، مرجع سابق، المقدمة، ص ۲۹ – ۳۰

[12] المرجع السابق، ص ۱۸۰

[13] بو الشعير، النظام المعرفي في الفكر الإسلامي المعاصر؛ إسماعيل الفاروقي نموذجاً «دراسة تحليلية مقارنة"، مرجع سابق، ص ۲۷

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Ismail 04 Января
Ответить

Непонятно что все таки имеется в виду.Сионизм никогда не был религиозным движением и так называемые религиозные сионисты никогда не играли в нем определяющей роли

Яндекс.Метрика