Казань сквозь века

Какой была Казань на заре существования города? Как менялась жизнь татарского народа на протяжении его истории? Какие знаменательные вехи сделали город и Республику Татарстан такими, какими мы видим их сейчас? На эти и многие другие вопросы, касающиеся истории и культуры татарского народа, можно найти ответы, посетив новую выставку «Казань сквозь века», которая открылась в Присутственных местах Казанского Кремля.

В экспозиции представлены уникальные предметы археологии: булава, поясная застёжка, кистень, относящиеся к периоду Казанского ханства, клад золотоордынских серебряных монет эпохи Токтамыша, этнографические материалы и документы. А живописные и графические произведения современных художников Республики Татарстан освещают в художественных образах историю Казани, дают возможность проследить, как менялся образ города на протяжении столетий. В общей сложности в трёх залах представлены около 590 экспонатов и позволяют составить полноценную картину становления и развития татарской государственности.

Открывая новую экспозицию, директор Музея исламской культуры Ильнур Низамиев отметил, что выставка представляет собой хронологию истории и культуры города, портрет Казани. «Казань – крупнейший научный, политический, экономический, культурный и образовательный центр не только Поволжья, но и всей России. У гостей выставки есть возможность увидеть самые ценные, эксклюзивные и любопытные предметы из коллекции Музейного комплекса. Мы постарались нарисовать портрет города через коллекцию одного из знаковых музеев Казани», – отметил Низамиев.

В свою очередь, временно исполняющая обязанности директора Музейного комплекса города Казани Луиза Космылина подчеркнула, что основной задачей организаторов было желание привлечь внимание молодёжи к изучению истории города, к тем моральным и нравственным ценностям, которые отличали республику. «Казань – символ государственности для всего татарского народа. Мы постарались полноценно представить отдельные вехи, значимые события культуры в новом культурном пространстве сегодняшнего города», – пояснила Космылина.

Рассказывая о подготовке выставки, один из авторов проекта, доктор искусствоведения Гузель Валеева-Сулейманова напомнила о судьбе музея 1000-летия Казани, который был открыт в 1992 году. В 2015 году здание было отдано Национальной библиотеке, и музей съехал оттуда, а вся коллекция рассредоточилась по разным помещениям. С 2019 года музей находится в коробках, в разных ящиках. Именно это и подвигло показать богатую коллекцию широкой публике. «Как птица феникс, богатейшая музейная коллекция возродилась в данной экспозиции. Надеемся, что это первый шаг по возрождению музея Казани, но уже в Присутственных местах Казанского Кремля», – выразила надежду Валеева-Сулейманова.

Сквозь века одной нитью проходит вся история татарского народа, народов, населявших древние земли, история государственности татарского народа, история Казанской губернии, советское прошлое и замыкается современностью. Каждый фрагмент выставки даёт возможность хотя бы в общем виде раскрыть и познать то, что было в истории татарского народа, прикоснуться к общему богатейшему наследию. Широко представлен и этнографический компонент через персоналии, через судьбы отдельных учёных, певцов, общественных деятелей. Таким образом, каждый посетитель может окунуться в то время, понять, насколько талантливы те, кто жили и живут бок о бок на этой территории, сколько создали ценных памятников архитектуры и культуры.

Сама экспозиция «Казань сквозь века» разделена на три зала. Первый зал посвящён истории и культуре Казани и затрагивает X-XVI вв. Центром экспозиции является «Тронный зал» с реконструкцией трона и короной казанских ханов XVI века с фигурами хана и ханбике в реконструированных костюмах. Знаменитая «казанская шапка» представлена копией работы современных художников-ювелиров Хаялиева и Латыпова. Ещё один уникальный экспонат – парсуна «Сююмбике с сыном Утямышгиреем», написанная неизвестным художников XVII века. Это уникальное изображение царицы в виде мадонны, традиционное для западно-европейского искусства.

Представлена и редкая находка со дна озера Кабан – казан-котёл XV века, найденный нашими современниками. В экспозиции – археологические находки, обнаруженные при раскопках Каханского Кремля (подвески, кубок, накладные серьги, изразцы, светильник с бирюзовой поливой), также интересные предметы археологии, как кресало в виде дракончика, булава, монеты времени Шадибека, поясная застёжка, кистень, относящиеся к периоду Казанского ханства.

Значительная честь экспозиции включает в себя живопись XX века, представленную произведениями современных художников, работающих в историческом жанре. Они дают наиболее полное эмоционально возвышенное представление о Казани, красоте её дворцов, мечетей и улиц, ярких, волнующих событиях многовековой истории татарского народа.

Второй зал рассказывает о Казани и её жителя XIX – начала XX веков. В этом время Казань становится важным экономическим и культурным центром не только Поволжья, но и России. Образовательный и научный потенциал татарстанской столицы передаётся через фотографии, документы и личные вещи представителей известных татарских родов, оставивших яркий след в истории национальной культуры, науки и общественного возрождения. Среди них – Апанаевы, Губайдуллины, Терегуловы, Соловьёвы-Карими, Каюм Насыри, Габдулла Тукай.

Особое внимание привлекает стенд, где представлены уникальные вещи, принадлежащие роду Марджани: прижизненный фотопортрет Шигабутдина Марджани в старинной раме, поясные застёжки, конец вышитого полотенца, намазлык, посуда, дорожный кумган и другие личные вещи.

Монументальная фото композиция «Казань и казанцы на рубеже XIX – XX вв.», созданная с использованием старинных дагерротипий и фотографий, воссоздаёт архитектурный образ Казани. Она включает в себя панорамы Кремля с башней Сююмбике, комплексы университета, виды мечетей и православных церквей, центральные улицы и периферии со Старой и Новой Татарскими слободами, вывески типографий, виды театров, цирка, памятников, картины «Русской Швейцарии» и сада «Эрмитаж», городские типажи, а также портреты-персоналии научно-творческой интеллигенции Казани.

Заключительный, третий зал, представляет зрителю современную Казань. Это расцвет национальной культуры, появление новых имён, развитие изобразительного искусства в актуальных тенденциях этого периода. Здесь представлены картины художников нескольких поколений, работающих в различных направлениях и стилях. Облик тысячелетней Казани побуждает художников разных направлений интерпретировать идею города в широком понимании, включающем в себя и портреты, и пейзаж, и жанровые исторические композиции. Широкий тематический диапазон говорит об интересе к культуре и истории татарского народа, желание передать образ Казани как жемчужины Евразии. Центральное место занимает триптих «Татарстан» Баки Урманче, который объединяет важные составляющие республики – древний Булгар, Казань, реки Каму и Волгу, а также нефтяные вышки, вертолёты, машины, показывая всё её разнообразие и величие, прошлое и настоящее.

Декоративно-прикладное искусство Татарстана – один из активно развивающихся видов творчества с древними истоками, традициями, апробированными в столетиях. В экспозиции представлено драгоценное наследие Казани в форме отдельных образцов ювелирного искусства, золотого шитья, искусства каллиграфии и кожаной мозаики.

Выставка «Казань сквозь века», представляющая историко-культурный образ Казани, открывает новый этап в культурном развитии города и способствует возрождению художественных традиций древнего города, которые никого не могут оставить равнодушными.

Предметы одежды татарской женщины (хасите, калфак, изю)

Личные вещи Апанаева

Общественно-политическая газета "Ил"

Рукописная книга, переписанная Марджани и его учениками – К.Челеби "Джиханнаме"

Мемориальные вещи семьи Шигабутдина Марджани

Вещи из дома татарского купца

Разновидности калфаков татарской женщины
Издания Корана разных годов и шамаиль

Семья Апанаевых

Картина Нияза Хазиахметова "Поэт, дипломат Кул Шариф"

Кумганы XIX века

Мухаммад Шариф аль-Бухари. "Китаб аль-хакания" и рукописная книга религиозного содержания

Кораны разного формата и разных годов выпуска, в том числе из Турции, Индии

Письмо Улуг-Мухаммад хана турецкому султану Гази Мурату II

З.Казвини. "Гаджаеб аль-махлукат" (Дивности творений)

М.Ихлаки. Поэтическое произведение на персидском языке, 985 г.

«Тронный зал» с реконструкцией трона и короной казанских ханов XVI века с фигурами хана и ханбике в реконструированных костюмах

Ичиги и подушка, выполненные в стиле кожаной мозаики

Украшения татарской женщины: хасите, серьги, браслеты, кольца, воротниковая застёжка и коранница

Изображение Казани

Изображение девушек, идущих с посевных работ

Разновидности калфаков

Инсталляция с изображением татарской и кряшенской девушек

Полный русско-татарский словарь Каюма Насыйри, Азбука и грамматика татарского языка И.Хальфина

Фотография учащихся школы Фатихи Аитовой, грифельная доска, удостоверение Губайдуллина о том, что он состоял преподавателем Галеевского училища в 1915/1916 учебном году, школьные учебники

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика