Шаймиев: в исламе мы называем Македонского Искандером

В Казани открылась выставка об известном полководце 
 

Искандер, Зу-ль-Карнайн, или Александр Македонский… Эта личность, без преувеличения будет сказано, изменила ход истории, став ярким примером диалога культур. Помимо великого полководческого прошлого, Македонский оставил после себя множество с нуля созданных городов, дороги, популяризировал искусство, способствовал культурному слиянию Востока и Запада. Нет, пожалуй, ни одной эпохи, на влияние которой не оказал Александр Македонский.

Более подробно ознакомиться с военными походами и культурными нововведениями, сделанными Македонским за свой жизненный срок, можно на новой выставке «Александр Македонский. Путь на Восток», открывшейся в Центре «Эрмитаж – Казань». Порядка 400 экспонатов в Казань приехали из собрания Государственного Эрмитажа.

Македонский отождествлял себя с греческими героями и богами

Интересно, что ещё при жизни Александра Македонского считали если не божеством, то мифологическим героем – и сам он работал над созданием своего «публичного образа». Древние источники так описывают начало Восточного похода: «в конце марта 334 года Александр с 40-тысячной армией и флотом из 160 кораблей пересёк Геллеспонт – узкий пролив, разделяющий Европу и Азию. Царь сам вёл один из кораблей. Подплывая к берегу, он метнул копьё, и оно вонзилось в землю Азии. Завоеватель первым сошёл с корабля и провозгласил, что отныне эта земля дарована ему богами». Именно так и начался Восточный поход Александра. При этом стоит отметить, что Македонский прекрасно понимал значение религии и мифа в том время. Он нескромно величал себя реинкарнацией Ахилла, шёл по следам Геракла и Диониса, веря, что состязается не с простыми смертными, а с героями и богами. С течением времени в сознании народов образ Александра стал сливаться с мифами о защитнике человечества и боге, принёсшим цивилизацию далёким народам.

Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что выставка, построенная на диалоге культур и цивилизаций, повествует о том, как от Греции и до Китая Македонский связал между собой кардинально разные цивилизации, как стал родоначальником эллинизма, изменившего мир. Каждый отдельно взятый экспонат рассказывает неповторимую историю, давая возможность посетителю совершить путешествие в прошлое. Отдельного внимания заслуживают специально созданные под каждый отдельный зал запахи, которые, если закрыть глаза, позволяют перенестись в то время и место, когда завоёвывал и творил Александр Македонский.

«Я очень благодарен нашим коллегам из Татарстана и Казани, а также руководству Казанского Кремля за реализацию этого проекта, отдельно Рустаму Минниханову за его поддержку. Это прекрасный обмен опытом для музеев, так как в рамках программы прошли практические семинары, лекции, в том числе и по инклюзии. Надеюсь, выставка вызовет большой интерес у жителей и гостей республики, ведь мы совместно с коллегами из Татарстана создаём совершенно особенный культурный продукт. Сегодня вы увидите уникальные экспонаты в контексте рассказа об Александре Македонском», – обратился на открытии выставки к журналистам Пиотровский.

Глава Государственного Эрмитажа отметил, что экспозиция – прекрасный повод задуматься о человеческой истории. Одновременно с этим выставка даёт возможность интерактивного включения через игры, которые специально подготовили для детей.

«Хочу посмотреть, как взрослые и дети будут играть теми игрушками, которые для них специально к этой выставке изготовил Центр «Эрмитаж-Казань». Я бы и сам залез в бочку Диогена!», – поделился Пиотровский.

Македонский нашёл своё отражение в каждой эпохе, даже после своей смерти

По словам министра культуры Татарстана Ирады Аюповой, 380 экспонатов, почти 5 тонн груза и 41 ящик артефактов, которые привезли в Казань специально для экспозиции, позволят увидеть в Македонском не только завоевателя.

«Македонский сам по себе уникальная личность в истории человечества. Для Татарстана он интересен и тем, что строил в какой-то степени евразийское государство, которое было расположено на европейском континенте и уходило глубоко в Азию. Этот стык цивилизаций, стык культурных пластов интересен как самостоятельная тенденция. В рамках выставочного проекта мы сможем поразмышлять, как влияет евразийское мышление на личность лидера», – подчеркнула Аюпова.

Короткая и яркая жизнь полководца Александра Македонского была посвящена Восточному походу, который навсегда изменил историю цивилизаций, распространив эллинизм и способствовав интенсивному взаимодействию древней и эллинской культуры. Он много создал: основал более 100 городов, от Македонии до края Индии появились тысячи греческих поселений... Каждая культура видела своего Александра. В западноевропейских миниатюрах Александр изображался как странствующий рыцарь, в русском лубке XVII-XVIII веков – как авантюрный герой. В XIV-XV веках на Востоке Александр-Искандер – идеальный герой и грозный воин, в искусстве Возрождения – мудрый государь. Особенную актуальность «Истории Александра» приобрели в период абсолютных монархий при дворах правителей Франции, Англии и России. И по сей день интерес к фигуре полководца не ослабевает – снимаются фильмы, открываются выставки, проводятся глобальные исследования.

Безусловно, каждый экспонат выставки «Александр Македонский. Путь на Восток» заслуживает отдельного внимания и изучения, поскольку является наследием той эпохи и позволяет раскрыть не только вклад Македонского в укрепление цивилизаций, но и понять, чем жили и как творили люди того времени. Однако, как отметила куратор выставки – заведующая отделом Античного мира Государственного Эрмитажа Анна Трофимова, среди самых ценных можно назвать предметы ювелирного искусства – золотую диадему с Геракловым узлом II века до н.э., золотой оливковый погребальный венок (аналог тому, что был в гробнице царя Филиппа II, отца Александра Македонского), ряд античных камелий (это небольшие ювелирные украшения, выполненные в технике барельефа на драгоценных, полудрагоценных камнях).

«Эллинизм – это время роскоши. Мы привезли довольно много предметов из серебра, золота и драгоценных металлов, драгоценных камней. Предполагаю, что высокую страховую стоимость имеет также живопись: у нас на выставке представлены две живописные работы – Джованни Доменико Тьеполо и Джованни-Баттиста Питтони. Предполагаю также, что это и предметы древнего вооружения – все они большая редкость, потому что сохранялись в погребениях и найдены при раскопках. Очень большая редкость и коптские ткани и фаюмский портрет», – добавила куратор выставки.

В торжественном открытии выставки принял участие и Государственный советник РТ, первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, который подчеркнул, что подобные проекты воспитывают население, дают удивительную возможность соприкоснуться с историей.

«Такие уроки истории, причем ещё той, древней эпохи, дорогого стоят. Пообщаться таким образом со всемирно известным Эрмитажем для нашего населения – это и обретение, и счастье. Спасибо, что вы нас приобщили! В исламе мы называем Александра Македонского Искандером. И ведь он не просто завоевывал пространство и население, но и оказал сильнейшее влияние на искусство этих территорий. Меня это поразило. Я посмотрел выставку и понял, что раньше не задумывался, какое огромное влияние на культуру могло быть – на культуру разных земель, разных народов. Это уму не постижимо! Выставка сделана настолько душевно, что создает уверенность в нашем народе, тем более, в эти дни и в той обстановке, в какой сейчас находится весь мир», – пояснил Минтимер Шаймиев.

Мир до и в эпоху Александра Македонского

Экспозиция построена по нескольким тематическим разделами. Раздел «Классическая Эллада: Греция до Александра» погружает зрителя в атмосферу древности, классической Греции, взрастившей юного завоевателя. Именно эпоха Александра становится логическим завершением этого периода, когда Эллада достигает наивысшей точки своего развития. В этом разделе можно увидеть расписные античные вазы с сюжетами из «Илиады», служившей Александру «учебником доблести». Отдельного внимания заслуживают многочисленные скульптуры Геракла и Диониса, которые для юного Македонского стали «путеводными звёздами». Через шлемы, поножи и кирасы можно составить себе представление об образе жизни и укладе македонян, ознакомиться с их вооружением. Для казанцев особый интерес представляют части конской упряжи, найденные в курганах скифских кочевников.

Следующий раздел экспозиции посвящён Восточному походу, результатом которого стало начало процесса эллинизации: всюду, где ступал Македонский со своими войсками, начинает распространяться греческая архитектура и искусство, язык и образ жизни. Этому влиянию подверглись огромные территории от Греции до Индии, включая Монголию и другие государства за пределами Ойкумены (так греки называли мир, который знали). Пожалуй, ключевыми экспонатами этого раздела можно назвать гемму «Александр в образе Зевса», изображения Александра на монетах, фреска с изображением корабля Исиды, античное вооружение. Особняком стоят богатые по стоимости и украшению ювелирные изделия, среди которых золотой венок, серьги, перстни и подвески.

Третий раздел знакомит зрителя с образом Александра Македонского и его трансформацией через века в культуре и искусстве разных народов и эпох. Рельефы из пальмиры, датируемые II-III веками нашей эры, доказывают, насколько устойчивым оставалось греческое влияние за пределами страны. В XV-XVI веках Александр-Искандер играет значительную роль в персидской литературе и в культуре ислама. Так, на выставке представлены страницы из известнейших литературных произведений Ирана – «Шах-наме» («Книга о шахах») Фирдоуси и поэмы Низами «Искандар-наме». Миф о легендарном полководце укрепляется в новое время, когда в Европе и России история Восточного похода становится частью образования, политической мысли, искусства и литературы. В России же образ Македонского обрёл особую актуальность при Екатерине II. Императрица сопоставляла с ним величие собственных деяний. Старшего внука она нарекла Александром в честь македонского царя.

Интересен и тот факт, что первая выставка Государственного Эрмитажа, посвящённая Восточному походу и эпохе эллинизма, состоялась в Санкт-Петербурге в 2007 году, в 2010 году была представлена в Амстердаме, в 2012 – в Сиднее. И вот сегодня она доступна для жителей и гостей Республики Татарстан. Посетить выставку можно до 8 октября 2023 года включительно.

Шлемы, нагрудник от кирасы и щиты (Италия)

Поднос, Сирия

Арабские подносы и чаши (Средняя Азия)

Бочка Диогена

Греческие шлемы

Котёл с крышкой, сосуд и кувшин (Иран)

Фрагмент облицовки стены с полихромной росписью (Нимфей)

Антефикс: голова Медузы Горгоны (Синопа)

Диадема с геракловым узлом

"Хамсе" Низами (сюжет – Искандар выслушивает жалобу египтян)

Ткань полихромная: Дионис и Менада; полихромная прямоугольная вставка? кентавр (Египет)

Бляха с рельефной головой Медузы Горгоны (Восточное Средиземноморье)

Тактильная модель экспоната воин-мидиец (Иран)

Серапис (Рим)

Юноши в образе Александра Македонского и стенка оссуария с налепными изображениями ношей в образе Македонского (Согдиана, Узбекистан)

Тетрадрахмы

Чаша с изображением женских головок (Восточный Иран)

Сосуд цилиндроконической форумы (Туркмения), миска, украшенная пальметтами (Южный Таджикистан), кувшин (Южный Узбекистан) и амфора (Парфия)

Фрагмент папируса с текстом официального письма (Египет)

Изображения Геракла, мужчины и женщины на ложе. Тюже (Рим и Малая Азия)

Голова Птолемея II (Египет)

Фрагменты папируса с текстом официального письма, с договором аренды и текстом о хозяйственной жизни монастыря (Египет)

Разнообразные виды печаток

Панцирь чешуйчатый, рукоять махайры в форме грифона с головой орла и махайра (Греция)

Античные шлемы (Греция)

Эллинистические шлемы (Греция)

Нагрудник греческого панциря с изображением головы Медузы (Греция)

Аромат "Македонский. Греция"

Голова Демосфена (Рим)

Комплект вооружения скифского воина: кнемиды, нагрудная бляха, часть пояса, круглые бляхи, наконечники копий и стрел, дротик (Греция)

Голова Диониса (Рим)

Диск с портретом Эсхина (Рим)

Тактильная модель экспоната Александр III

Интерактивная игра для посетителей выставки (соотнести название сосуда и его назначение)

Оливковый венок

Тесьма с геракловым узлом и перстни с изображением лука и палицы Геракла и Афины

Кратер краснофигурный с волютами: воин с конем в Герооне (Южная Италия)

Кратеры краснофигурные с волютами: сцены жертвоприношения, воин с конём

Браслет с несомкнутыми концами

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Тюрк 23 Февраля 2023г.
Ответить

Ну тогда уже Зевса - Аллахом, что мелочиться, нужные люди оценят такой порыв. Да простит меня Аллах! Нет бога, кроме Аллаха!

Яндекс.Метрика