Понятие татарский шамаиль уже давно и прочно вошло в народную культуру. Пожалуй, в большинстве татарских домов можно найти старинный шамаиль, который висит, как правило, на самом почётном месте. Для большинства это не просто предмет интерьера или декора, а вещь, имеющая сакральный смысл, говорящий о принадлежности к исламу, и связывающая с предками, поскольку часто шамаиль передаётся из поколения в поколение.
Если же мы обратимся к семантике термина, то обнаружим, что под понятием «шамаиль» скрывается яркий и многогранный феномен, получивший развитие в мусульманской культуре казанских татар в середине XIX-начале XX вв. Границы этого явления, пожалуй, невозможно определить однозначно, ведь настолько оно многолико. Шамаиль – картина религиозного содержания, выполненная на стекле, подсвеченная фольгой. Первое упоминание о появлении священных картин в интерьерах казанских татар встречается в трудах просветителя и учёного Каюма Насыри.
Однако у жителей и гостей Казани появилась возможность познакомиться с татарским шамаилем поближе, благодаря открывшейся в стенах Национальной художественной галереи «Хазинэ» выставки «Шамаиль. Искусство письма». Для посетителей собраны воедино более 20 произведений различных мастеров. Примечательно, что, по словам организаторов, выставка планируется стать постоянной, но с периодической сменой экспонатом.
На выставке представлены работы многих известных мастеров, в числе которых Баки Урманче. Любовь к искусству арабской каллиграфии сформировалась у художника ещё в дореволюционные годы в религиозной среде его семьи. Мастер публикует научные статьи о реформе арабской графики, а также создаёт эскизы ваз с арабскими надписями.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: