Рафис Сафиуллин: я не вижу себя в роли традиционного имама

Рафис Сафиуллин с женой

Рафис Сафиуллин с женой

Теги:


0
02 Марта 2023г. (09 Шабан)

Казанский имам - о психологии, феминизме и хейтерах

Имам и блогер – могут ли такие две, казалось бы, противоположные вещи уживаться в одном человеке? Какую роль психология играет в жизни верующего и как помогает в укреплении отношений между супругами? Какое положение в обществе сегодня занимает мусульманка? Может ли мусульманин быть феминистом? Эти вопросы мы обсудили с настоятелем мечети «Ярдам» и представителем Общенационального благотворительного фонда «Ярдам-Помощь» Рафисом Сайфуллиным.

– Почему Вы решили стать имамом? Какую цель Вы преследуете, служа на этом пути?

– Нельзя сказать, что я чётко представлял, как пойду работать в мечеть. Скорее, правильно будет сказать, я всегда знал, что моя жизнь будет связана с религией, с исламом. В возрасте 13 лет, когда учился в 8 классе, начал ходить в мечеть. Мне было это интересно и близко, я вполне осознанно сделал свой жизненный выбор. Никакое другое образование меня не интересовало. При этом не хотелось ограничиваться знаниями, которые даются в медресе, а получить высшее образование, чтобы быть полезным для мусульманской уммы. Тогда я жил в Оренбургской области, поэтому выбор пал на Москву, на Московский исламский университет, где я отучился на бакалавриате по специальности «Теология».

Одновременно с этим я не видел себя имамом в том понимании, который традиционен для мусульман Волго-Уральского региона, который только читает пятничные вагазы с минбара, читает никахи, проводит намазы. Во мне горело желание чего-то нового, вести просветительскую деятельность, приносить пользу мусульманам.

– А каково ваше представление об имаме?

– Мне не нравится, когда люди, апеллируя к тому, что я имам, считают, что я должен определённым образом выглядеть или вести себя. Конечно, есть те, кто и вне стен мечети также ходит в чапане и чалме, а есть как я – носят футболки и шорты, рубашки и джинсы (безусловно, аурат в любом случае закрыт). По мнению некоторых, это влияет на имидж мусульман. Но ведь имам – это такой же человек, который имеет право с семьёй быть другим, в обществе не официально выглядеть. Я не хочу, чтобы ко мне относились как к небожителю, который протягивает для поцелуя руку и ждёт балиш или садака. Распространённый в культуре образ мусульманского священника никогда не был мне мил. Я обычный человек, у которого есть семья, дети, увлечения.

В последние годы, когда я смог стрясти с себя пыль, то поменялся взгляд на мою профессию, пришло понимание, что не хочу ограничиваться территорией мечети и заниматься только непосредственной деятельностью проповедника, хотелось чего-то большего. Это желание нашло отражение в той деятельности, которую я веду сейчас. Ещё до моего блога обращались люди с вопросами о разводе, разладе в семье. Когда человек приходит к тебе с таким серьёзным вопросом, нельзя же просто его развернуть, оставить без хотя бы небольшой консультации. Зачастую люди приходили с запросом о разводе, а после совместной беседы, после того, как оба супруга делились своими переживаниями и желаниями, удавалось восстановить утерянный контакт. Такие простые действия, абсолютно далёкие от каких-либо психологических техник, помогали растопить любящие сердца и наладить связь между людьми.

– Как получилось, что вы стали увлекаться психологией и даже записывать на основе этого видео, которые собирают большую аудиторию?

– Мы живые люди, а у всех живых людей есть свои проблемы в личном плане или связанные с воспитанием детей. На самом раннем этапе взаимоотношений со своей супругой, когда мне было 19 лет, я уже тогда начал читать книги, смотреть популярные околонаучные журналы, связанные с психологией, взаимоотношениями между людьми. В своё время очень популярны были книги о воспитании детей в исламе. По сути, это та же самая психология, которой пронизана не только наша жизнь, но и сам ислам. И если мы хотим нормально взаимодействовать с окружающими людьми, то рано или поздно должны изучать психологию или опираться на неё. Если игнорировать правила, прописанные в психологии, можно причинить вред себе и окружающим. Это равносильно игнорированию законов гравитации. Когда человек пытается выезжать на внутренних амбициях, в основе которых часто лежат глубокие детские травмы, полностью исключая при этом психологию, то эта травма проецируется на человека, который оказывается «виноват» во всех бедах. Такая игра в одни ворота приводит к конфликту, а в дальнейшем к разладу в отношениях и разводу.

– Вы учились на психолога?

На заседании попечительского совета БФ "Ярдам-Помощь"

– В своё время я поступал в институт на психолога, однако в силу определённых обстоятельств доучиться не смог, но начальные знания получил. Сейчас они дополняются курсами, семинарами, вебинарами, изучением наработок знакомых экспертов в психологии. Для меня здесь важна не сама корочка, а именно насмотренность. Ведь в деятельности имама нет необходимости в глубоких познаниях психологии. Мы не стремимся исправить человека. Наша главная задача – не навредить, не усугубить ситуацию, не отвратить от ислама, мечети и хазратов, не разлучить мужа и жену из-за неправильно сказанного нами слова или совершённого поступка. А для того, чтобы не навредить, достаточно базисных знаний, первичного ознакомления с психологией, чтобы опираться на неё в своей работе. Конечно, в дальнейшем есть мысли получить психологическое образование.

– Что изменилось в вашей жизни с появлением в ней психологии? Повлияли ли новые знания на вашу веру?

– В 2019 году я переживал собственный кризис. Тогда я поймал себя на мысли, что моя вера осталась верой 13-летнего ребёнка, впервые пришедшего в мечеть и вставшего на намаз. Но я вырос, получил определённый опыт, теперь настал черёд моей веры. Я посмотрел на себя со стороны, пытался понять, насколько моя вера осознанна. Начал задавать себе неудобные вопросы: как я верю, как совершаю намаз, есть ли при намазе смирение, для чего я читаю проповеди: просто для галочки или чтобы донести какую-то мысль? При чтении Корана проходят ли аяты ниже моей глотки? (Есть хадис, который гласит: «Со стороны востока (от Медины) появятся люди, которые будут много читать Коран, но он не уйдёт дальше их глоток», – прим.) И на эти вопросы давал себе неудобные, но честные ответы. В ходе таких размышлений менялось моё мировоззрение. Так, пришло и полное понимание места женщины в исламе, отношение к ней с точки зрения религии. Наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) хорошо относился к женщинам и своим жёнам, но его отношение было забыто многими нашими современниками. Я стараюсь напомнить о тех правах женщин, которое дано было им Всевышним Аллахом. Всё это досконально описано в исламе, нужно лишь копнуть глубже, поскольку немного запорошилось.

– Из-за апелляции к правам женщины в исламе вам присвоили статус «имама-феминиста». Льстит ли вам такое внимание?

– Мужчина не может быть феминистом, он может придерживаться профеминистических взглядов. Ведь что есть феминизм? Вопреки распространённому заблуждению, это не главенство женщины над мужчиной, а равные права. Когда речь заходит о феминизме, нам почему-то кажется, что женщины хотят главенства, унизить мужчин, забрать у них какие-то права, водрузить себе на голову корону и руководить всеми мужиками. Женщине нужно вернуть свои права, ведь это то, что даровано Всевышним.

Одновременно с этим стоит понимать, что мусульманский феминизм, если можно использовать такой термин по отношению к исламу, не клеится с западным, европейским феминизмом, о котором говорят, что он является благодатной почвой для ЛГБТ. Давайте немного обратимся к истории. Когда начали появляться европейские одежды, лапти сменились на туфли, были люди, которые обвиняли в неверии тех, кто менял стиль одежды. Когда люди стали пользоваться новшествами (информационные технологии, удобства и т.д.), которых не было во время пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), находились артодоксы, которые воспринимали это как проявление неверия и любви ко всему чуждому. Вот и сегодня нужно разбираться: где феминизм несет вред, а где женщина находится в униженном положении и не способна к элементарным вещам, которые в обычном обществе распространены. К примеру, свободный выбор супруга, а не заключение брака против воли женщины, что категорически запрещено в исламе.

– Недавно в Казани произошел резонансный случай, когда женщине по религиозным канонам дали развод без согласия мужа. Как вы относитесь к этому?

– Кризис в отношениях может настигнуть и женщину. Вот она 15 лет прожила с мужем, рожала ему детей, воспитывала, развивалась, зарабатывала деньги, смотрит, а мужик у неё, оказывается, не тот, который ей нужен. Шариат не дал права женщине самостоятельно принимать развод, и в этом есть мудрость. Ведь женщины очень импульсивны и могут несколько раз на дню разводиться, а потом жалеть об этом. Но нельзя только на гормоны списывать её состояние. Если она решила, что тот мужчина, за которого её насильно выдали замуж, не тот человек, с кем хочет состариться, то женщина должна иметь возможность, обратившись к мусульманскому судье, из этих отношений выйти спокойно, без травм, без психологического давления.

К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с тем, что многие мужчины не готовы содержать своих детей в случае развода, что требует от нас шариат. Мы из шариата берём то, что нужно, забывая о том, что неудобно: материальное обеспечение жены до развода, пожизненное материальное обеспечение детей – вот, что говорит шариат.

– Как женщина может предъявить эти законные шариатские требования в условиях светского государства?

– Давайте возвращать женщин в рамки правового поля государства, которое сегодня являет собой гарантию женских прав, к примеру, в выплате тех же алиментов и одновременно с этим противодействует распространению разных нетрадиционных взглядов. Этому же способствует и религия ислам. Конечно, у нас есть и институт казыев, который хотя и не имеет юридической силы, но является авторитетным мнением богословов, знатоков шариата.

– Какими качествами должен обладать казый, который берется за рассмотрение семейных отношений?

– Главное качество – это беспристрастность. Когда женщина приходит к казыю с проблемой, в первую очередь, он должен дать ей безопасность и призвать мужа к ответу. Только вернув женщине чувство безопасности, можно разбираться в ситуации между супругами. К сожалению, бывают случаи, когда жену возвращают, говоря, что надо терпеть, что такова её судьба. Но ведь честь и здоровье женщины имеет такой же вес, как и мужчины. Согласитесь, если человек бежит из какого-либо места, значит, там он не чувствует себя в безопасности, значит, есть причина, и надо в этом разбираться, а не ломать человека и отдавать насильно обратно.

– В таких ситуациях очень помогают кризисные центры, которые стали появляться по России. Есть ли в Татарстане подобный центр для мусульманок?

Мечеть "Ярдам", Рамадан 2021 год

– На базе нашей мечети «Ярдам» не так давно начал свою работу кризисный центр. Инициатором его создания был я сам, поскольку очень часто сталкивался с проблемами с разводом и разладами в семье. Тогда вместе с имамами мечети мы решили не бороться, но противодействовать ранним разводам, помочь сохранить мусульманские семьи. На сегодняшний день мы уже помогли многим семьям, вернув супругам понимание друг друга.

– С какими запросами к вам приходят? Какие проблемы волнуют мусульманские семьи сегодня?

– Чаще всего приходят уже пост-фактум, со словами «я дал развод, что делать?» Есть те, кто приходит с запросом о разводе, но часто людям просто надо выговориться. Не всегда первичный вопрос является тем, что им нужно. Бывает, люди приходят с намерением развестись, а на деле хотят примириться. Поэтому если есть хоть малейший шанс сохранить семью, мы стараемся примирить супругов, научить их разговаривать друг с другом и слушать.

– Ваша деятельность, в том числе и ролики, вызывают очень много негативных эмоций среди аудитории. Как Вы справляетесь с таким наплывом хэйта?

– Негатив по отношению к тому, чем я занимаюсь, воспринимаю вполне спокойно. Ведь это обратный отзыв от людей, пусть даже и отрицательный. Человеку не нравится то, что он сам себе не может позволить, поэтому он проявляет негатив к тем, кто нашел в себе силы что-то изменить. Если человек, к примеру, сам терпит насилие, то когда другой в схожей ситуации уходит от насильника, меняет жизнь, первый начинает его тянуть обратно, говоря, что насилие есть норма.

– Откуда Вы берёте темы для своих роликов?

– Это самые популярные темы. К примеру, в планах выпустить видео на такие темы, как «Подкаблучник или хороший муж», «Топ-3 табу в общении с женой/мужем», «Брат, почему твоя жена не покорна тебе», «Топ-3 религиозных манипуляций», «Молодожёны, никогда не делайте этого», «Бу маржан кая таптын», «Будь мужиком, помой посуду», «Стоит ли выходить замуж за иностранца».

– Ваша жена тоже достаточно активна в информационном поле и ведёт свой блог уже не первый год. Только её аккаунт посвящён моде и стилю. Сталкивались ли Вы с негативом хейтеров в её сторону?

– Моя супруга Лейсан ведёт свой аккаунт уже с 2017 года. За это время она много раз сталкивалась и продолжает сталкиваться с хейтом со стороны некоторых мусульман и мусульманок, которые отличаются дуальным мышлением, при этом среди представителей других конфессий или среди этнических мусульман таких людей в разы меньше. Всегда стараюсь поддерживать её, оказывая посильную помощь. Я вижу большую пользу в её работе, ведь многие мусульманки приняли решение покрыться именно через её блог.

Мы стараемся показывать другой ислам, альтернативный забитому, зашоренному исламу, тот ислам, который строится на любви и прощении Господа, на милосердии, на идее о том, что нужно облегчать и радовать, а не затруднять.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика