СССР и исламский фактор

Президент Египта Гамаль Абдель Насер в Московской Соборной мечети, 1957 год

Президент Египта Гамаль Абдель Насер в Московской Соборной мечети, 1957 год

Теги:



1
12 Апреля 2023г. (21 Рамадан)

Высшие иерархи коммунистической партии Советского Союза отличались прагматизмом во внешней политике. Проводя внутри страны курс на вытеснение религии из общественной жизни и ограничения ее влияния на умы советских людей, партийные лидеры, когда надо, использовали ее в государственных интересах. И это в полной мере относится к исламу и мусульманам.

Так, молодое советское государство, укрепляя свое положение на Ближнем Востоке, пошло на признание королевства Саудовская Аравия и в нужный момент поддержало его основателя Ибн Сауда, послав в июне 1926 года представительную делегацию на всемирный мусульманский конгресс. Тогда голос российской делегации во главе с муфтием Ризаэтдином Фахретдином оказался решающим в деле утверждения Ибн Сауда как главы одного из первых независимых государств арабского мира.

С этим периодом также связана попытка СССР использовать паломничество к святыням ислама в Мекку и Медину во внешнеполитических целях. До революции мусульмане Персии, Афганистана и Китая ехали в паломничество через российскую территорию. В связи с этим в Народном комиссариате иностранных дел возникла идея возродить дореволюционные маршруты для иностранных паломников для демонстрации дружеских отношений к странам ислама. В 1926 году стартовала кампания по перевозке паломников советскими кораблями по маршруту Одесса-Джидда. При этом запрещалось продавать билеты на эти рейсы советским гражданам. Однако в 1930 году эта программа была закрыта, а к 1937 году все перемещения в приграничных районах с мусульманскими странами практически прекращены.

Позже, после окончания Второй мировой войны, СССР взял курс на утверждение своего политического влияния на Ближнем Востоке. Для этого Сталин планировал использовать недавно созданное государство Израиль, но после того как эта затея окончилась неудачей, уже новый лидер Хрущев провозгласил курс на сближение с «прогрессивными» арабскими режимами «некапиталистической ориентации».

Учитывая, что в арабских странах ислам был основой мировоззрения подавляющего большинства населения, было принято решение задействовать в дипломатической работе имевшиеся в СССР духовные управления мусульман. В «совершенно секретной» справке, подготовленной председателем Совета по делам религиозных культов (СДРК) при Совете министров СССР Алексеем Пузиным откровенно указывается: «Внешняя деятельность религиозных организаций… является единственной областью, где духовенство может принести пользу Советскому государству».

31 октября 1962 года на конференции исламских организаций СССР в Ташкенте был учрежден Отдел международных связей мусульманских организаций. Вся деятельность этого отдела определялась СДРК. Его председателем был назначен глава Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ) Зияуддин Бабаханов, а заместителями – руководители трех других думов. Содержался этот отдел на отчисления, производимые официальными мусульманскими организациями Советского Союза.

В компетенцию отдела входило поддержание контактов официальных мусульманских структур СССР с единоверцами за рубежом. В первую очередь это относилось к тем зарубежным мусульманским лидерам и структурам, которые выражали поддержку внешнеполитическому курсу Советского Союза. Отдел также организовывал выезд делегаций представителей духовных управлений за рубеж и прием в Советском Союзе иностранных делегаций мусульман. Например, в 1978 году в СССР с визитом по приглашению советской стороны побывал один из лидеров общественного мнения на Западе, боксер Мохаммед Али, который встретился с руководством САДУМ и молился в мечетях Ташкента и Самарканда.

Мохаммед Али на приеме у Леонида Брежнева, 1978 год

Все прибывающие в СССР представители исламских стран следовали по заранее утвержденным маршрутам по местам компактного проживания мусульман, где им демонстрировали и функционирующие мечети, и уровень жизни советских мусульман, который был намного выше, чем в подавляющем большинстве государств, откуда приезжали эти делегации.

Еще одним широкомасштабным проектом, призванным продемонстрировать населению мусульманских стран положение ислама в СССР, стало проведение международных исламских конференций на территории Советского Союза. Может показаться удивительным, но в стране официального атеизма действительно прошли несколько международных исламских форумов. Так, в 1971 году в Самарканде прошла международная исламская конференция по случаю 1200-летия со дня рождения имама аль-Бухари, к началу которой было приурочено издание сборников хадисов «Аль-Джами ас-Сахих» и «Аль-Адаб аль-Муфрад». В форуме приняли участие более 60 крупнейших богословов и религиозных деятелей из 27 государств Азии, Африки и Европы, а также представители Всемирной исламской лиги. В октябре 1976 года в Ташкенте по инициативе муфтия Бабаханова была проведена конференция «Претворение в жизнь учения Корана и Сунны в современных условиях», приуроченная к 30-летию образования САДУМ. В сентябре 1980 года в Ташкенте была проведена Международная исламская конференция под девизом «ХV век хиджры должен стать веком мира и дружбы между народами!»

Стоит отметить, что Узбекистан стал своеобразной «витриной» достижений политики коммунистической партии и советского правительства на мусульманском Востоке. Для демонстрации успехов советского строя и в целях «противодействия пропаганде Великобритании и США в арабских странах» с 1968 года САДУМ по инициативе МИД СССР начал выпускать иллюстрированный журнал «Мусульмане Советского Востока» на арабском, английском и французском языках.

В общем и целом можно констатировать, что использование исламского фактора во внешней политике СССР приводило к позитивному эффекту по отношению к религии внутри страны. Советская власть поддерживала в работоспособном состоянии здания мечетей, которые посещали иностранные делегации и сохраняла, пусть в урезанном виде, мусульманскую культовую инфраструктуру, а в ряде случаев даже расширяла ее. Примером этого может служить открытие в 1971 году в Ташкенте Высшего исламского института имени имама аль-Бухари.

Таким образом жесткий атеистический курс внутри страны не помешал выстраиванию дружественных отношений с мусульманским миром, что в определенной мере благоприятно отражалось и на «советской» умме.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Джунуд 13 Апреля 2023г.
Ответить

🤢🤮

Яндекс.Метрика