Как очищение понимается среди приверженцев аскетизма (зухд), суфизма (ат-тас̣аууф) и усердия (джихад)

В период раннего ислама, некоторые сподвижники Пророка Мухаммада предпочитали выбирать для себя путь аскетизма. Позже, по мере того, как среди мусульман стала выделяться прослойка богатых людей, взявших ориентир на мирское благополучие, в ходе усиления политической борьбы, эта тенденция к аскетизму стала развиваться в некое изоляционистское движение и превратилось в то, что мы сейчас знаем под названием суфизм. Суфизм характеризуется отказом от преходящих удовольствий земной жизни и непрестанное усердие в исполнении актов поклонения в поисках большего приближения к Всемогущему Господу.

Со временем, эти формы самоочищения, самосовершенствования и личной набожности приобрели форму коллективной деятельности единомышленников, которые стали формировать отдельные ячейки; их члены признавали своего учителя, свои модели поклонения и поминания (з̱икр) Бога, а также собственные правила поведения в рамках отдельного суфийского братства или его ответвления. В результате, они выработали свою суфийскую терминологию, в которой те или иные понятия могли иметь разное содержание: простое для обычных мусульман, и особое, эзотерическое для членов братства и их духовных лидеров. В качество примера подобной терминологии можно привести трехсоставную систему понятий тааллӣ – тааллӣ – таджаллӣ. Термин тааллӣ означает отказ от греховных деяний, в то время как таалли относится к обретению добродетелей и божественных свойств. Последовательная приверженность к обеим практикам – тааллӣ и тааллӣ – может позволить идущему по суфийскому пути достичь стадии духовной чистоты и духовного возвышения, которое суфии именуют таджаллӣ. На этой ступени стремящийся к совершенству суфий ощущает снизошедшее на него состояние проявленного божественного присутствия.

Однако, отдельные суфийские практики стали ассоциироваться с некими концептами и формами поведения, которые рассматривались как непозволительные новшества в исламе, в то время как другие практики, имеющие отношение к аскетизму и продвижению по пути самосовершенствования и самоочищения по-прежнему оставались в рамках ортодоксии. Некоторые суфийские братства принимали участие в вооруженном сопротивлении против врагов ислама, в то время как другие занимались исламским просвещением и прозелитизмом в многочисленных регионах Азии и Африки.

Можно ожидать также, что очищение (тазкӣйа) имеет отношение к различным формам усердия (джихад). Так, существует внутренняя борьба против дурного начала в собственной душе (ан-нафс). Подобный тип усердия в Коране описывается следующим образом: «А тех, которые усердствовали за Нас, – Мы поведем их по Нашим путям. Поистине, Аллах, конечно, с добродеющими! (29:69). Порой подобное усердие включает в себя оставление привычного комфорта, расставание с имуществом, а иногда и с самой жизнью. Именно про подобный тип усердия говорится в следующем фрагменте Корана: «Поистине, те, которые уверовали и выселились и боролись своим имуществом и душами на пути Аллаха» (8:72). Есть также усердие, в ходе которого человек жертвует своим богатством; про него в Коране сказано следующее: «который приносит свое достояние, чтобы очиститься» (92:18).

Таким образом, становится ясно, что на индивидуальном уровне, очищение имеет отношение к чувствам, мыслям, намерениям, представлениям и личному поведению. Тем, кто стремится к самоочищению обещан успех в истинном понимании этого слова, Очищение также имеет свое применение и на уровне жизни социума. Таким образом, Пророк, который был послан ко всему человечеству, помогает людям в их стремлении к чистоте, посредством улучшения отношений между людьми и реформированию социальной и экономической систем. Очищение также имеет отношение к богатству и собственности людей.

Закят, который мусульманин обязан выплачивать нуждающимся, также является средством очищения для тех людей, которые выплачивают пожертвования из своего имущества. Это ведет к очищению имущества, поскольку выплата закята делает богатство благословенным, умножает и упрочивает его, причем, как на уровне индивидуума, и на уровне общества в целом. Самые разные значения термина «закят», которые дополняют друг друга, включают в себя все о чем мусульманин только может помыслить, все, что он стремится познать и достичь в этом мире и мире последующем. Все это и составляет три области исламской методологии: мышление, научный поиск и деяния.

Фатхи Хасан Малкави

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика