Проявления единобожия (таух̣ӣд) в системе экономики

Согласно мнению ал-Фаруки, ценностный аспект, следующий из утверждения «Не божества кроме Аллаха» является наиболее значимым в понимании единобожия в исламе. Воля Всемогущего Господа является высшей ценностью в исламе, и все остальные ценности следует считать производными от нее. Осуществление людьми актов поклонения Всемогущему Богу – это выполнение божественной воли, и это то, что придает истинную ценность [конкретному историческому] времени и пространству. Божественной целью при сотворении Вселенной являлось построение мира, наполненного ценностями, что достигается посредством нравственных поступков и добродетельной жизни людей, оснащенных мировоззрением, нацеленным на реализацию божественной воли. Ибо человеческие существа осознают, что окружающий их мир обладает неизмеримой ценностью, и посему обязанность людей состоит в сохранении, улучшении и украшении этого мира. Все люди равны, и никто не превосходит своего собрата кроме как в добродетели и совершении добрых дел (осознавая при этом волю Господа). Точно также, все в этом мире осуществляется в соответствии с божественными законами, и ценность всего в этом мире определяется тем, насколько полезна та или иная вещь будет для человека в его стремлении способствовать реализации божественного замысла и осуществлении каждой вещью ее предназначения. 

Будучи религией, провозглашающей единобожие, ислам подчеркивает необходимость нахождения баланса между материальным и духовным. В силу этого утверждения ислам стремится принести пользу и благословение для всех людей, открывая путь к использованию земных ресурсов, обеспечивая людские потребности в пропитании, одежде, жилье, и способствуя всестороннему развитию. Духовный прогресс обязательно должен сопровождаться прогрессом в сфере материального, поскольку между этими двумя сферами необходим определенный баланс, при отсутствии которого божественный порядок будет нарушен.

 Экономическая система ислама основывается на двух принципах. Согласно первому, ни один индивидуум или группа не имеет права никого эксплуатировать. Согласно второму – ни один человек или группа не может накладывать экономические ограничения на других или отказывать им в доступе к товарам или услугам. Ибн Халдун раскрыл универсальный характер этих принципов, назвав их законами социума. Человеческие существа социальны по своей природе. Иными словами, человеческое существование требует коллективных усилий, совместной работы и объединения между людьми и сообществами, имеющими схожие или взаимосвязанные интересы. Таким образом, Пророк Мухаммад устранил имевшиеся в те время ограничения на свободу передвижений между племенами на Аравийском полуострове, тем самым способствуя активизации перевозок, путешествий и миграции, свободе торговли. Точно также второй халиф Умар ибн ал-Хаттаб отменил все таможенные ограничения между прежними границами государств, вошедших в состав Халифата, тем самым заметно облегчив движение людей и товаров. Более того, торговые отношения между исламскими землями и территориями Византийской Империи сохранялись даже в периоды открытой вражды и ведения военных действий. 

Вера в единобожие также влияет на основополагающие принципы исламской экономики. Единобожие проявляется, к примеру, и в мусульманской трудовой этике, и в исламских принципах производства продукции. Один из таких принципов заключается в том, что человек должен производить больше, чем потребляет сам, предлагать больше услуг, чем нужно ему самому и давать миру больше, чем он берет от мира. Другой принцип исламского производства заключается в том, что сельское хозяйство и промышленность должны быть направлены на удовлетворение потребностей потребителей, однако, при этом не должны нести разрушение земле, над которой людей назначили наместниками. Третий принцип гласит, что если некто пользуется некой вещью, то он всегда должен возвращать владельцу взятое в изначальном состоянии или даже в улучшенном виде. Четвертый принцип заключается в том, что любой товар должен быть в идеальном состоянии, а каждая услуга – максимально качественной, и все виды товарообмена должны осуществляться наиболее честным и открытым образом, причем, не из-за страха перед некой проверяющей качество торговых операций организации, а исключительно из желания следовать благородным идеалам, проистекающим из веры в единобожие, из богоданного стремления к совершению добрых дел и внутреннего удовлетворения, которые зиждутся на ощущении исполнения божественной воли и ожидания награды в жизни последующей. 

Вместе с большим уважением к этике производства и потребления, вера в единобожие порождает целый ряд принципов. Они включают в себя позитивное отношение к материальной стороне жизни, иными словами, осознание ценности вещей и важности удовлетворения основных человеческих потребностей, однако, при этом, без чрезмерности и излишеств. Прибыль, согласно исламской экономике, должна инвестироваться для увеличения производства, обогащения мусульманской уммы, удовлетворения нужд общины и для достижения многих других целей, за которые мы надеемся получить довольство Аллаха, демонстрируя сострадание и солидарность с нуждающимися. Имеется множество различных способов расходования средств для того, чтобы удовлетворить основные потребности на уровне индивидуумов, общины и государства. На индивидуальном уровне, человек должен обеспечивать всем необходимым членов своей семьи и выплачивать пожертвование (закят) из своего имущества на нужды  определённых групп людей, указанных в Коране. 

Некоторые верующие могут также расширить добровольные пожертвования любым людям, которым они хотят помочь. Когда мусульманин умирает, вне зависимости от размеров оставшегося богатства, то все его имущество распределяется между разными категориями наследников согласно очень точной, математически выверенной системе. На уровне государства имеется государственная казна, которая пополняется из особых источников, включающих в себя доходы от государственной собственности, от излишков фонда закята, закрывшего все потребностей людей из категории нуждающихся, из пожертвований богатых людей.  Средства сверх закята собираются через различные виды налогов, они тратятся правительством, на цели развития и укрепления мусульманской уммы, на инвестиции в сфере сельского хозяйства, промышленности и услуг. Из доходов таких предприятий государство выплачивает заработную плату военнослужащим и государственным чиновникам, строит дороги, открывает школы и больницы и т.д. 

Этика исламской экономической системы применительно к труду, производству и сфере потребления обеспечивает позитивное отношение, ответственность и равенство, тем самым помогая достигать материального и духовного благополучия членов сообщества. 


Фатхи Хасан Малкави

 Из книги «Интеграция познания. Основы исламской методологии»

 

 

 

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика