Хадис Бухари, который в противоречии с двумястами аятами

Ученые-хадисоведы так же, как и остальные ученые, пришли к согласию в том, что хадисы, противоречащие Священному Корану, должны отвергаться. К таковым относится хадис: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут: “Нет божества, кроме Аллаха”» 1.

Хоть этот хадис и передан множеством путей, но каждый из них не лишен того или иного изъяна, такого, например, как передача без указания на сподвижника. Я рассмотрел этот хадис, рассмотрели его и другие. И я пришел к выводу, что даже если этот хадис будет принят, то вступит в противоречие с двумястами аятами из числа «ясных аятов Священного Корана». Также я понял, что этот хадис распространился после того, как мусульмане перешли от призыва к завоеваниям, чтобы тот, кто желал, мог выбрать путь сражений, отдав ему предпочтение перед путем мирного призыва, с которым и пришел Священный Коран:

Разве ты не видел тех, кому было сказано: «Уберите руки (не пытайтесь сражаться), совершайте намаз и выплачивайте закят». Когда же им было предписано сражаться, некоторые из них стали бояться людей так, как боятся Аллаха, или даже более того. Они сказали: «Господь наш! Зачем Ты предписал нам сражаться? Вот если бы Ты предоставил отсрочку на небольшой срок!» Скажи: «Мирские блага непродолжительны, а Последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен. Вы же не будете обижены даже на величину нити на финиковой косточке».

Коран, 4:77

---------------------------

1 Передали аль-Бухари и Муслим. Существует исследование этого хадиса, которое указало на противоречие текста этого хадиса Священному Корану. Этот хадис имеет 234 способа его передачи, но смысл не в количестве путей передачи, а в честности и здравомыслии передатчиков, которые донесли данный хадис этими путями, как это известно среди соответствующих ученых. Эти пути передачи следующие:

  • Сорок из них проходят через аз-Зухри, 24 через аль-Амаша, 20 через Хамида ат-Тавиля, 16 через Шуайба ибн Абу Хамзу, 12 через Суфьяна ас-Саури, 6 через Хасана аль-Басри, 4 через Шарика ан-Нахъи.

Все эти передатчики являются ложными, и в этих цепочках ясно не указано то, что они слышали этот хадис, и никто из этих людей явным образом не заявлял о том, что слышал такой хадис. Таким образом, все пути суть неясные и недействительные, а значит, не являются приемлемыми. К тому же в цепочках передатчиков присутствуют и иные изъяны.

  • Среди них 23 проходят через Саммака ибн Харба и так далее, 8 через Кясира ибн Убейда, 4 через Суфьяна ибн Амира ат-Тирмизи, 3 через Зияда ибн Кайса, 1 через Хатима ибн Йусуфа аль-Джалляба от Абдуль Мумина ибн Халида, 1 через Абруррахмана ибн Убейдуллаха, 1 через Аджляна, слугу Фатимы, 1 через Абу Убейду Муслима ибн Абу Кярима, а 2 из них являются мурсалями (цепочка, в которой пропущен передатчик, идущий сразу после Пророка).

Саммак же является слабым передатчиком, а остальные неизвестными передатчиками. Таким образом, все цепочки являются неясными и недействительными и потому не являются приемлемыми.

  • Среди них 7 проходят через аль-Аляа ибн Абдурахмана, 2 через Сулеймана ибн Абу Дауда, 1 через Умара ибн Абу Бакра от Закарийи ибн Исы, 1 через Яхью ибн Айюба аль-Гафики, 1 через Сулеймана ибн Ахмада аль-Васаты, 1 через Абу Абдурахмана аль-Вакии от Ибрахима ибн Уейна.

Все они абсолютно не являются передатчиками, доказывающими достоверность передачи, ни по отдельности, ни вместе с другими. Таким образом, все цепочки являются неясными и недействительными и потому не могут считаться приемлемыми.

  • Среди них 8 проходят через Юнуса ибн Язида аль-Айли, 5 через Ибн аль-Мазхаба от аль-Катыи, 5 через Абдульхамида ибн Бахрама от Шахра ибн Хавшаба, 3 через Сухейля ибн Абу Саляха, 3 через Абдульазиза ад-Даравари от Мухаммада ибн Амра ибн Алькъама, 1 через Абу Бакра ибн Ияша от Асыма ибн Бахдаля, 1 через Мусаба ибн Сабита.

И все они являются слабыми передатчиками.

  • Среди них 3 связаны с Яхьей ибн Бакиром от Лейса ибн Саада. Яхья является слабым передатчиком, Лейс же является ложным передатчиком и явным образом не заявлял о том, что он слышал этот хадис.
  • Среди них 11 связаны с Кутейбом ибн Саидом от Лейса ибн Саада. Лейс же является ложным передатчиком и явным образом не заявлял о том, что он слышал этот хадис. Здесь также присутствуют отклонения, которые, наверное, внес Халид аль-Мадаини через Лейса.
  • Среди них 10 связаны с Шуъбой от Вакыда ибн Мухаммада от его отца, от Ибн Умара, здесь присутствуют отклонения и неясность в тексте и цепочке.
  • Среди них 2 связаны с Ахмадом ибн Амром аль-Баттаром от идущего перед ним от аль-Касима ибн Малика от Абу Малика аль-Ашджаи Саада ибн Тарика от его отца. Аль-Баттар же является слабым передатчиком, ошибающимся в тексте и в цепочке, аль-Касим также слабый передатчик, Саад – сомнительный передатчик, и его передача от отца также сомнительна. Цепочка, следовательно, неясна, недействительна и не является приемлемой.
  • Среди них 1 связан с Наимом ибн Хаммадом от идущего перед ним от Абу Малика аль-Ашджаи Саад ибн Тарика от его отца. Наим не является достоверным передатчиком, Саад – сомнительный передатчик, и его передача от отца также сомнительна. Цепочка, следовательно, неясна, недействительна и не является приемлемой.
  • Среди них 1 связан с Ахмадом ибн Йусуфом ас-Салими от Абдурраззака. Абдурраззак – ложный передатчик и явно не заявлял о том, что он слышал этот хадис, в конце жизни он путал хадисы, и неизвестно, ас-Салими слышал от него хадис до того, как он начал путать, или после. Цепочка, следовательно, неясна, недействительна и не является приемлемой.
  • Среди них 1 связан с Исхаком ибн Ибрагимом ад-Дабири от Абдурраззака. Абдурраззак – ложный передатчик и явно не заявлял о том, что он слышал этот хадис, в конце жизни он путал хадисы, и умер, когда возраст ад-Дабири был равен шести-семи годам, являясь маленьким для передачи хадиса. Цепочка, следовательно, неясна, недействительна и не является приемлемой.

Это, не говоря о других изъянах, присутствующих в цепочках, препятствующих приемлемости друг друга и укреплению друг друга.

Достоверность этих передатчиков с изъянами является неприемлемой, и, более того, они находятся в числе слабых передатчиков по причине их некоторой слабости в заучивании хадисов. Неясность не может быть приемлемой, поскольку неясность – это предположение, а предположение – это изъян так же, как и ложность, ибо ложность является предположительной неясностью, а также значительной слабостью хадиса.

Что же касается текста хадиса, то он попадает в сферу противоречия с текстами Священного Корана, которое не позволяет принять этот хадис. Ведь этот хадис ясным образом заявляет о том, что целью сражения, которое было велено Пророкуﷺ и мусульманам, является принуждение людей к вере и засвидетельствованию, что «нет божества, кроме Аллаха». Также ясным является его противоречие аятам, таким как: «Нет принуждения в религии» (Коран, 2:256), «Ты не властен над ними» (Коран, 88:22), «Тебе не надо принуждать их» (Коран, 50:45), «Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?» (Коран, 10:99), «Неужели вы полагаете, что тогда мы стали бы принуждать вас к ней, несмотря на то, что вам она ненавистна?» (Коран, 11:28).

Профессор Таха Джабир аль-Альвани

Из книги “От этики разногласий к преодолению распрей”

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

странник 21 Апреля 2023г.
Ответить

Жаль только, что когда "этот хадис распространился после того, как мусульмане перешли от призыва к завоеваниям", не нашлось того, кто как автор разъяснил бы им ,что они поступают в противоречии с Кораном. Это сохранило бы множество жизней.

Яндекс.Метрика