Индонезия и Малайзия - два государства для одного народа

Издавна район Южно-Китайского моря, включая стратегически важный Малаккский пролив, а также крупные острова Ява, Борнео, Суматра, населяли родственные друг другу народы, которые в современной науке носят название австронезийских.

Традиционно – это район распространения ислама, который проповедовали здесь арабские и индийские торговцы. Ислам стал краеугольным камнем в основании разных местных султанатов – Малаккского, Джохорского, Ачех, Кедах и других.

Сами султанаты стали объектом колониальной экспансии сначала Португалии в 16 веке, а затем, в 17 – 18 веках, Англии и Голландии. Европейцев в этом регионе интересовало разнообразное сырье, включая специи и пряности, а также выращивание кофе, сахарного тростника, табака, добыча индиго, ценных пород древесины и грабеж местного населения.

Местные народы активно сопротивлялись агрессии пришельцев, но силы были неравны. Последним, в 1904 году пал султанат Ачех. Однако это не означало капитуляцию перед колонизаторами.

Уже в конце 20-х годов в среде образованных малайцев начали появляться нелегальные организации, ставившие своей целью достижение независимости. И если до Второй мировой войны англичанам и голландцам удавалось с помощью жестоких мер удерживать в повиновении местное население, то после захвата японцами в 1941 году большей части их колоний в Юго-Восточной Азии ситуация коренным образом изменилась.

С одной стороны японцы, желая упрочить свое положение, выдвинули спекулятивный пропагандистский лозунг «Азия для азиатов», предлагая населению бывших колоний «вместе» выступить против их общих противников. С другой – патриоты из числа местного населения осознали, что у них есть реальный шанс, пользуясь столкновением европейских держав во Второй мировой войне, добиться независимости. Они не доверяли японцам и понимали, что рассуждениями об «общем враге» японские оккупанты оправдывают захват их территорий. Были созданы партизанские отряды под общим названием Хизбуллах и Сабиллиллях, которые боролись с японскими оккупантами. Самый благоприятный момент, по мнению лидеров борьбы за независимость, настал после капитуляция японцев до прибытия колониальных частей из бывшей метрополии.

Ислам был составной частью идеологии борьбы за независимость. Авторитетный мусульманский богослов Мухаммад Хасим Асияри – основатель союза улемов «Нахдатуль Улама» 22 октября 1945 года издал фетву, в которой призвал всех мусульман выступить на борьбу против колонизаторов. В ней он обозначил эту борьбу как фард айн (обязанность каждого мусульманина), а всех погибших в ней назвал мучениками за веру.

Начало борьбы было положено в ноябре 1945 года, в битве за город Сурабайя на острове Ява, где англичане и голландцы попытались разоружить отряды партизан, которые впервые вступили с ними в открытое противостояние. И хотя там патриоты потерпели поражение, борьба с колонизаторами продолжилась на всей территории бывших голландских колоний. Голландцы использовали все средства для того, чтобы удержать контроль над так называемой Голландской Ост-Индией, включая террор против мирного населения, попытки внести раскол в ряды патриотов, дипломатические маневры. Но это не помогло, и в 1949 году правительство Голландии было вынуждено признать независимость своих бывших колоний.

Что касается британских колоний, они также были в 1941 году оккупированы Японией. После капитуляции Японской империи в 1945 году англичане, видя, как в бывших голландских колониях набирает борьба за независимость, решили действовать на опережение. Для сохранения влияния на «своих» территориях в Юго-Восточной Азии сами предложили создать так называемый «Малайский союз», сохраняя их под своим контролем, но при этом «даровав» внутреннее самоуправление.

Это, кроме всего прочего означало, что коренное население – малайцы сохранят свой самый низкий социальный статус, находясь в колониальной властной пирамиде даже ниже китайцев, которые занимались торговлей, в то время как малайцев продолжали эксплуатировать на плантациях. Тем не менее, вооруженная борьба в колониях все же разгорелась, и начали ее прокоммунистически настроенные представители китайского меньшинства.

В результате англичане оказались в трудной ситуации. В соседней Голландской Ост-Индии полным ходом шла антиколониальная война. В Британской Малайи (британская колония на части Малаккского полуострова и островах Яванского архипелага) китайские коммунисты также развернули вооруженную борьбу под антиколониальными лозунгами. А между тем, представители малайского большинства хранили глубокомысленное молчание.

Стало ясно, что дальнейшее развитие ситуации в этом направлении грозит англичанам потерей такой важнейшей военной баз как Сингапур, бывшей осью их коммуникаций в Южно-Китайском море. Стремясь хоть как-то застраховать свои колониальные интересы, британцы согласились на предоставление независимости своим бывшим колониям, если они объединятся в некое подобие союзного государства.

В 1948 году была создана Малайская федерация, в которую вошли малайские султанаты, которые были объявлены британским протекторатами, а также еще две английские колонии – Пинанг и Малакка. Таким образом англичане сделали невозможным объединение двух родственных народов – малайцев и индонезийцев в одно государство и заложили потенциальный конфликт в области двухсторонних связей между ними.

Впоследствии они полностью разыграли эту карту в 1963-1966 годах, объявив о передаче еще одной своей колонии – султаната Бруней в состав Малайзии. Однако этому не суждено было сбыться из-за восстания, организованного «Народной партией Брунея», которую поддерживала Индонезия, и которой не нравился сам проект создания зависимой от Великобритании Малайзии.

Несколько лет между двумя странами тлел конфликт низкой интенсивности, пока командованию индонезийской армии, которое не хотело его развития, удалось урегулировать его фактически «за спиной» президента Сукарно, чья власть уже постепенно слабела.

Таким образом, на примере двух родственных мусульманских народов можно воочию наблюдать, как колониальные державы реализовывали принцип «разделяй и властвуй», в том числе и по отношению к своим бывшим колониям, оставляя себе контроль за ними. В дальнейшем эта политика получила название неоколониализма, и в той или иной мере до сих пор практикуется бывшими колониальными империями.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика