Об исламской психологии, взаимоотношениях с муфтиятами, кризисе веры и работе в зоне СВО

Наталья Бариева

В последнее время понятие «исламская психология» набирает всё большие обороты, находя как сторонников, так и критиков. Кто-то через психологию вновь приходит к вере, с новыми силами начинает поклоняться, иные считают, что именно психологи разрушают семью, отворачивают от Создателя и вселяют в головы западные ценности, развращающие мусульман и попирающие саму основу ислама. О том, почему психология не вредит мусульманам, а наоборот, позволяет найти в Коране помощь, как официальное духовенство относится к исламским психологам и почему тандем имам-психолог может оказаться гораздо действенней одиночной работы мы побеседовали с председателем правления Ассоциации психологической помощи мусульманам Натальей Бариевой.

– Как так получилось, что Вы решили заняться именно психологией?

– Профессию психолога я выбирала осознанно. Было интересно понять, как устроен человек, что им движет, почему он выбирает то или иное поведение, чувства, эмоции. Это целое путешествие – изучать человека. В моей жизни был период, который показал, что я могу быть полезна для людей, помогать пересматривать и улучшать качество жизни. Вот так и стала психологом.

– Что же лежит в основе исламской психологии? На какие источники, труды Вы опираетесь в своей работе?

– В основе исламской психологии лежат понятия «душа», «фитра», «сердце», «нафс». Известный учёный мирового уровня, профессор Малик Бадри говорил о том, что благодаря исламской психологии мир сможет вернуться к изначальному пониманию самой психологии как науки о душе.

Мы перевели и издали трактат Абу Зайда аль-Бали «Пища для души», который в VII веке описывал важность понимания человеческой души, её заболевания и недуги. Интересно, что, если обратитесь к МКБ-10, МКБ-11, то вы увидите перечень заболеваний, о которых и писал Балхи.

Перевод трактата Абу Зайда аль-Бали "Пища для души", сделанный сотрудниками Ассоциации

Изучение и развитие исламской мысли в области психологии и сейчас не стоит на месте. Проводятся исследование, издаются научные статьи, монографии, книги. Активно в этом принимают участие Ольга Павлова, Татьяна Седанкина, Филюс Яхин, Сергей Зязин, Эльмира Миассарова и др. члены Ассоциации.

– Какие сегодня задачи стоят перед всем мусульманским психологическим сообществом в целом и Ассоциацией в частности?

– За всех сказать не решаюсь. У Ассоциации задач много. Основными направлениями у нас являются научная деятельность, книгоиздание, практикоориентированная работа, профилактика экстремизма и радикализма, работа с мигрантами и т.д. Стараемся быстро реагировать на требования современности, готовим кризисных специалистов и волонтёров горячей линии.

– Ассоциация работает уже 5 лет. Немалый срок для того, чтобы можно было подвести промежуточные итоги.

– За это время мы успели открыть представительства в Республике Крым, Республике Татарстан, Республике Башкортостан, СКФО, наши специалисты работают в более 20 городах России, оказывая психологическую помощь как на русском, так и на родном языках (среди них – башкирский, татарский, аварский, чеченский, ингушский, крымскотатарский). Нами переводятся и издаются книги, учебные и методические пособия. Все они выложены в открытом доступе на нашем сайте.

Представительницы Ассоциации психологической помощи мусульманам на X всероссийском съезде женских мусульманских организаций

Одновременно с этим у нас активно работает горячая линия, где специалисты ежедневно принимают звонки и оказывают психологическую помощь русскоговорящим мусульманам, проживающих в разных частях света. Есть категория иностранцев, проживающих в России, они тоже обращаются, и здесь мы работаем на их родном языке, чаще всего английском, но были случаи консультирования на арабском языке. Запросы у всех одинаковые: семейные, бытовые сложности; вопросы поиска себя и жизненных смыслов; адаптация на новом месте; преодоление страхов, тревоги, стрессов и пр.

Есть и стажировка для тех, кто только входит в профессию и хочет приобрести необходимые профессиональные навыки. В рамках такой площадки мы готовим волонтёров для работы горячей линии.

– Каждый год в РФ приезжает много мигрантов из мусульманских стран. Обращаются ли они к вам за помощью в адаптации? Какие советы можете дать мигрантам?

– Да, мы работаем с мигрантами. И сразу хочется сказать, что психолог никогда не даёт советов. Он помогает клиенту найти своё правильное решение. Также и с мигрантами: мы помогаем им адаптироваться на новом месте проживания, преодолеть страх неопределённости.

– Работают ли мусульманские психологи на местах ЧС, ЧП? Есть ли необходимость в таких специалистах?

– Конечно. Например, сейчас большое количество религиозных деятелей, получивших первоначальные психологические знания, работают в зоне СВО и на освобожденных территориях. Обученные психологи работают на горячей линии, принимая звонки от военнослужащих, их родных и близких.

– А есть ли среди Ваших клиентов те, кто испытывают кризис веры?

– Да, такие тоже обращаются. Мы должны с вами понимать, что каждый запрос индивидуален. И даже если сам запрос будет звучать одинаково, то первопричины будут разными. Так и с запросом о кризисе веры всё будет по-разному. Это может быть разочарование в вере или в единоверцах, недостаточное понимание религии, агрессия в свой адрес со стороны близких.

Ольга Павлова презентует издания Ассоциации

– В чём же заключаются принципиальные отличия в работе с верующими?

– Вера для верующего человека является определённым ресурсом. В своей работе психолог может использовать отдельные аяты или суры Кораны, приводить примеры из жизни пророков. Это способствует более глубокому пониманию и поиску решений клиентом, что, безусловно, положительно сказывается на качестве и динамике работы. Бывает, что по окончании сессии специалист может совместно с клиентом прочитать молитву.

– Насколько знаю, Вы также организуете курсы повышения квалификации для имамов.

– Совместно с духовными управлениями мы проводим курсы повышения квалификации в Пятигорске, Болгарской исламской академии, Республике Крым. И это всегда вызывает живой интерес у имамов, происходит обмен опытом, обсуждение живых реальных кейсов. Подобное общение обогащает всех: религиозные служители приобретают психологические знания, специалисты – более глубокое понимание задач, с которыми приходится сталкиваться имамам. Мы нужны друг другу, ведь подобный тандем помогает не только в решении, но и профилактике различных запросов. Международное сообщество уже давно практикует совместную работу имама, психолога и клиента, где имам выполняет религиозную функцию, а психолог – психологическую.

– А если говорить о полноценном образовании, то где готовят мусульманских психологов? Должен ли такой специалист проходить специальное обучение, или достаточно получить психологическое образование и иметь хотя бы базовое религиозное образование, чтобы консультировать мусульман?

– Чтобы быть мусульманским психологом, необходимо иметь базовое психологическое образование и исламское религиозное образование. Также крайне важно понимать специфику работы с мусульманами, знать особенности межкультурной коммуникации, постоянно проходить курсы повышения образования по выбранным подходам и направлениям, иметь непрерывную практику, проходить регулярную супервизию. И только так мы получаем профессионального психолога, имеющего компетенции работы с мусульманами. Это постоянный путь развития, самосовершенствования, самообразования. По-другому не получится. Вот такой специалист и может называть себя мусульманским психологом.

– В последнее время можно наблюдать рост негативного отношения к мусульманским психологам. В числе самых таких ярких претензий – обвинения в разрушении семей и феминизме, снятии хиджаба и вообще выхода из религии в угоду своим сиюминутным страстям. С чем связана такая агрессия? Как Вы отвечаете на такие обвинения?

– Неспособность признать проблемы общества приводит к кризису и упадку. И дело не в психологе, хотя, бывает, встречаются неквалифицированные специалисты, а в том, что институт семьи подвержен сильным изменениям. Это связано с политическими, экономическими, социальными и психологическими причинами. На Всероссийскую горячую линию помощи мусульманам ежедневно поступают звонки, связанные с супружескими взаимоотношениями. Речь идёт, как правило, о непонимании супругов, кризисах, насилии, разводе и других аспектах. Так что мы не можем говорить, что проблемы нет. Она есть. И её решение требует грамотного, аккуратного подхода, всестороннего изучения.

Курсы повышения квалификации для религиозных деятелей

Приходя к психологу, клиент несёт вместе со специалистом равную ответственность за качество работы. Поэтому к выбору специалиста нужно относиться со всей серьёзностью, ориентируясь не на лайки в соцсетях, а на образование и профессиональные компетенции. Например, на сайте Ассоциации есть раздел «О нас», где о каждом члене Ассоциации выложено актуальное резюме, в том числе специализация. Человек может зайти на сайт, ознакомиться, выбрать подходящего специалиста и получить качественную услугу.

– Однако, несмотря на довольно сильное неприятие деятельности психологов в определенных кругах, мы видим и обратно отношение. К примеру, в 2022 году в стенах Духовного управления мусульман Татарстана прошёл круглый стол, в рамках которого имамам удалось более детально ознакомиться с деятельностью мусульманских психологов. Получилось ли наладить диалог между психологическим сообществом, муфтиятом и мусульманами? Донесли ли Вы мысль о важности исламской психологии в жизни мусульман?

– В Республике Татарстан на сегодняшний день самое крупное представительство Ассоциации психологической помощи мусульманам. Члены Ассоциации принимают активное участие в курсах повышения квалификации имамов, читают лекции в Российском исламском институте. А в рамках круглого стола мы смогли обсудить вопросы интеграции знаний и профессионального опыта, даже задумались о совместных проектах на благо уммы. Так что работа идёт.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика