Как создавались советские мусульманские народы

До революции официального деления на национальности в Российской империи не было. Так, русские, малороссы и белороссы официально провозглашались одним народом. Тюркоговорящее население европейской и азиатской частей России, а также Кавказа назвали татарами. А жителей Средней Азии официально назвали туземцами и магометанами, условно выделяя сартов, узбеков, киргиз-кайсаков.

Как видно, деление на этнические группы существовало, но оно было достаточно схематичным. Лозунг-принцип о праве наций на самоопределение впервые в истории выдвинул Ленин, отталкиваясь от марксистского понимания государства и нации. Известно знаменитое выражение Ильича: «прежде, чем объединяться, и для того, чтобы объединиться, мы должны сначала решительно и определенно размежеваться». И хотя оно относилось прежде всего к партийному строительству, эта логика была перенесена и на сферу межнациональных отношений.

Но если национальное размежевание между славянскими народами протекало сравнительно легко, то в отношении других этносов, живших на пространстве бывшей Российской империи, это было сделать намного сложнее.

Несомненно, что большинство проживавших в Средней Азии были тюрками. На это указывает и неофициальное название этой местности – Туркестан, «страна тюрок», хотя такой страны на деле не существовало. В реальных среднеазиатских государственных образованиях население было смешанным – персидско-таджикским и тюркским.

Согласно Ленину, для отдельной нации определяющими признаками были единство языка и территории. Большой знаток национального вопроса товарищ Сталин добавил к этому еще и общность «экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры». Буржуазные философы, однако, указывали на еще один признак нации – общую религиозную принадлежность, но марксисты-атеисты этот признак отвергали.

Соответственно для национально-территориального размежевания нужны были нации, которых в марксистском понимании в той же Средней Азии не было. Разговорным языком Туркестана являлся чагатайский тюркский язык. Метисация – смешение тюркского и нетюркского компонента – было широко распространено. Среди оседлого населения, особенно в городах, широко употреблялся персидско-таджикский язык (арабская графика их максимально сближала). Его знали как представители тюркских, так и ирано-язычных этносов. В свою очередь, и те, и другие также пользовались и тюркским языком.

Название «узбеки» некоторые исследователи относят ко времени распада Золотой Орды. Часть тюрок под предводительством хана Абуль-Хайра ушла на Восток в Кок-Орду, назвавшись казак(х)ами, то есть «вольными людьми без начальства». Другая часть под руководством Шейбани-хана ушла в Мавераннахр, назвавшись узбеками, то есть «сами себе начальниками». Со временем «узбекскими» стали правящие династии всех среднеазиатских государственных образований: Хивинского, Кокандского ханств и Бухарского эмирата.

Во времена Российской империи выделяли киргиз-кайсаков (казак(х)ов) и кара-киргизов (бурутов). Кроме этого в бывшей Закаспийской области Российской империи проживали туркменские племена.

Население бывших среднеазиатских государств-протекторатов Российской империи никоим образом не подходило под выше процитированное ленинско-сталинское определение наций. У них не было ни общего языка, ни культуры, ни экономики. Но «нет таких крепостей, которых бы не брали большевики», с энтузиазмом принявшиеся за нациестроительство в Туркестане.

Поводом для этого стал «Проект положения Туркестанской Автономной Советской Республики Российской Социалистической Федерации», представленный в ЦК РКП(б) 23 мая 1920 года туркестанской делегацией под руководством Турара Рыскулова. Он предусматривал создание единого, самостоятельного, независимого тюркского государства на основе объединения всех тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана.

Такое широкое толкование идей Ленина не устраивало прежде всего самого Ильича. За объединением всех тюрков Туркестана могло последовать присоединение к ним тюрков центральной России, а это ставило под удар все молодое советское государство, которое должно было быть объединено не национальными, а классовыми идеями.

На руку большевикам играла и межклановая вражда в бывших ханствах, которая виделась им как межнациональные трения. Эта вражда зачастую заканчивалась требованием создания автономных государственных образований для представителей тех или иных племен.

Воспользовавшись застарелым конфликтом между узбекскими и туркменскими племенами из-за водных источников Амударьи, большевики в 1924 году отделили от существовавшей тогда Бухарской советской республики, созданной на месте бывшего эмирата, Туркмению и объявили 27 октября о создании независимой Туркменской Советской Социалистической республики, которая была немедленно включена в состав СССР. Таким образом туркменские племена были объявлены одним единым народом.

Весной-летом 1924 года горячие споры возникли между казахами, киргизами и узбеками из-за города Ташкент, который каждый из них считал «своим». Однако казахи и кара-киргизы в то время находились в составе РСФСР. Первые в виде Киргизской Автономной Социалистической Советской Республики со столицей в Оренбурге, а затем в Ак-Мечети (Кызыл Орде); вторые – Кара-Киргизской автономной области.

Таким образом на территории Туркестана остались представители тюркоязычных племен под общим названием «узбеки» и представители ираноязычных народов, придерживавшихся суннитского ислама под общим названием «таджики». Для последних была создана автономия в составе вновь образованной Узбекской ССР.

После территориального размежевания закипела работа по созданию языков для титульных народов вновь образованных республик. Ещё в 1922 году на съезде тюркских народов в Баку было решено перевести языки и наречия народов СССР, пользовавшихся арабским алфавитом, на «прогрессивную» латиницу. В этом случае большевики «убивали» сразу нескольких зайцев: отторжение от связей с исламским миром, раздробление единого пространства, на котором проживали мусульманские народы СССР, и создание новых, более мелких общностей по этническому признаку.

Делом создания нового алфавита занялось неофилологическое общество ЛГУ при музее антропологии и этнографии Российской АН. Основным идеологом и лидером проекта был лингвист Николай Яковлев. При этом использовались различия в фонетике разных тюркских наречий, которые стали основой для государственных языков вновь формируемых национальностей. И если Исмаил Гаспринский со своей газетой «Тарджеман' пытался выработать усредненную норму общетюркского литературного языка, то здесь была проделана обратная работа по углублению различий в разных тюркских наречиях с той целью, чтобы они максимально различались.

Таким образом к 1926 году в Средней Азии удалось создать два «ленинских» компонента социалистических наций: языки и территории. Теперь дело было за «сталинскими» : общей экономикой и культурой.

В экономике помогли первые пятилетки с их индустриализацией. Одним из решающих факторов в этом стало строительство Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиба), которая соединила Среднюю Азию с промышленно более развитыми регионами СССР, а также земельно-водная реформа и строительство Большого Ферганского канала.

Что же касается культуры, то она, по заветам товарища Сталина, была «народной по форме и социалистической по содержанию». «Старшие товарищи» полностью сконструировали для советских республик новую культуру соцреализма. Стоит только добавить, что Киргизская АССР в 1936 году стала полноценной союзной республикой – Казахской ССР, а Кара-Киргизская – Киргизской ССР.

Таким образом, большевики, в соответствии со своей доктриной строительства «нового мира», разделили населенный преимущественно тюрками Туркестан и фактически официально оформили новые национальности, придав им политическую субъектность. Делали они это чисто из своих практических соображений, готовя новые плацдармы для продолжения Мировой революции и коммунистической экспансии на Восток.

История, однако, распорядилась иначе и национальная политика большевиков фактически дала шанс народам Средней Азии обрести свои места в мировой политической системе современных государств. Правда, места эти на практике оказались совсем не первые. Но это теперь – прерогатива современных политиков и совсем другая история.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика