Входила ли Русь в состав Орды

Дискуссии о том, входила ли Русь в состав Золотой Орды или была вассальной по отношению к ней территорией, до сих пор не утихают в определенных кругах. Хотя сами русские князья, судя по письменным источникам, не задавались таким вопросом и без всякого сомнения рассматривали свои княжества составной частью территории Джучиева улуса.

Например, в Лаврентьевской летописи говорится, что русские князья считали само собой разумеющимся делом поездки в Орду за получением ярлыка на княжение. В описании событий 1281 года сообщается, что князь Андрей Городецкий «приде ис Татар с ратью на брата своего старейшего Дмитрия испросив себе княжение великое под братом своим». Из этого становится ясно, что решение, какого князя и на какой княжеский престол посадить, всегда оставалось за ханом. При этом не существовало четкого династического порядка наследования, подобного тому, который был в феодальной Европе того времени, когда старший сын наследовал престол или феод.

Кроме того, сбор налогов на территориях княжеств осуществляли специальные чиновники из Орды – баскаки. То есть налоговая система для Руси была общей, как и для остальных ордынских территорий. Яркий эпизод Лаврьентьевской летописи – спор курских князей Олега Воргольского и Святослава Липовечьского с ханским баскаком Ахматом за слободы, где жило налогооблагаемое население. Князья апеллировали к хану Тула-Буге, который поддержал их требование о ликвидации этих территориальных образований. Однако Ахмат обратился к темнику Ногаю, который был фактическим властителем в северном Причерноморье и на юге Руси, и тот поддержал его. В результате князья попали в водворот междоусобной борьбы и погибли.

В Галицко-Волынской летописи тоже говорится вполне определенно: «Тогда бо бяху вси князи в воле тотарьской». Летопись упоминает эпизод с изганием с Владмирского «стола» брата Александра Невского Андрея, на которого «разневался царь Батый».

Показательно и пожалование князю Александру Ярославичу великокняжеского титула в 1243 году: «Батый же рече ему: Ярославе буде ты старей [старше по положению] всех князей во Русском языце».

Во всех случаях верховным распорядителем на русских землях упоминается ордынский хан. Более того, летописи подчеркивают, что власть его исходит от Бога.

В «Сказании об убиении в Орде князя Михаила Черниговского», когда речь идет о гибели князя, прямо указывается: «Не подобает жити на земли канови и Батыеве не поклонившиси има», то есть русские княжества являются территорией, на которую распространяется суверенитет монгольского кагана и правителя улуса Джучи Батыя.

Такое положение дел нашло отражение и в титуловании ханов. В то время (как впрочем и сейчас) статус правителя определялся его титулом в международной политической иерархии. Лаврентьевская, Нвогородская, Тверская, Галицко-Волынская летописи однозначно называют монгольского правителя «цесарем» и «кааном» (каганом), а со второй половины 13 века – царем. Из них становится понятно, что для русских князей высшими духовными авторитетами являлись византийские император и патриарх, а верховной светской властью – ордынский хан (царь). И лишь следующей за ними более низкой иерархической ступенью были Великие князья.

Русские летописцы прямо упоминают властную пирамиду «ордынский царь – великий князь», уделяя большое внимание смерти ордынских правителей, что является еще одним подтверждением признания их высшей власти, так как о смерти иноземных правителей вышеуказанные источники ничего не сообщают.

Также в летописях говорится о том, что русские князья видели себя подданными ордынского царя и полностью полагались на его авторитет в делах управления государством. Обращение к ордынскому царю считалось за честь: «Князь Волоимерь Констянтинович, Борис Василькович, Василий Всеволодович и со своими мужи поехаша в Татары к Батыеви про свою отчину. Батый же почтив я честью достойною я рассудив им когождо в свою отчину и приехаша с честью на свою землю».

Русские князья были прочно вписаны во властные структуры Золотой Орды. Известно, что минимум пятеро из них были зятьями Чингизидов: Юрий Данилович Московский, Василий Карачевский, Глеб Белозерский, Константин Ростовский, Федор Ярославский. Князья участвовали в курултаях и выборах новых ханов. Чужеземцев (граждан иностранных государств) к выборам, как известно, не допускали ни тогда, ни сейчас.

Знаковая фигура русской истории Александр Невский завещал своим потомкам: «Надо крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке». Этому завету они следовали служением государству, которое раскинулось от Дуная до Тихого океана и было могущественней и богаче тогдашней Европы, которая хотела захватить русские княжества и подчинить их себе.

Пока Золотая Орда была в силе, вопрос об политическом самоопределении русских земель не стоял. Лишь после того, как Орда прекратила свое существование и входившие в нее бывшие улусы провозгласили свою самостоятельность, началась история Московского централизованного государства.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что и русские князья, и ордынские ханы не подергали сомнению тот факт, что территория Руси находится в составе Орды. Те же, кто пишут о «свержении ордынского ига» и обретении Московским княжеством политической независимости, вольно или невольно подтверждают этот тезис, так как провозглашение какой-то территорией суверенитета предполагает, что до этого она была частью другого государства, а затем выделилась из него.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика