Мужи благородства спешат ко двору: в Казани открылась новая выставка к саммиту БРИКС

Экспонаты выставки

Экспонаты выставки

Теги:

0
02 Октября (28 Раби аль-авваль)

Индия, Китай, Иран и Египет – что объединяет четыре такие разные страны? Не только то, что они состоят в БРИКС (символично, что Индия и Китай изначально находились в организации, а Иран и Египет – присоединились относительно недавно), но и их богатейшая история, невероятная по красоте и смыслам культура, а также то, что экспонаты из этих стран представлены на новой выставке в Казанском Эрмитаже «„Мужи благородства спешат ко двору…“ Пир и охота в странах Востока», приуроченной к предстоящему саммиту БРИКС.

Заместитель министра культуры РТ Дамир Натфуллин от имени министра подчеркнул, что подобные мероприятия являются не только важной культурной вехой для Казани и республики, но и возможностью прикоснуться к богатому наследию восточной культуры, её традициям и мироощущению.

«Восточная культура всегда привлекала внимание своей утончённостью и богатством традиций. Пиршества, о которых мы говорим, – это не просто застолья, это целая культура, наполненная символикой и значением. Эта выставка позволит увидеть, как еда становится искусством, а общение – важной частью культурного обмена. С помощью предметов прошлого можно познакомиться с историей событий, торжественных собраний и приёмов, о которых мы узнаём не только из письменных источников, но и по материальной культуре, декоративно-прикладному творчеству», – поделился Натфуллин.

В свою очередь куратор выставки, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа Константин Петров пояснил, что этот проект камерный, проект-экспромт, созданный в рамках одного замкнутого пространства, одного зала.

«Наша задача – показать зрителям те специфические традиции, которые характерны для четырёх восточных регионов – Индии, Китая, Ирана и Египта; прикоснуться к традициям Востока, к достаточно сложным музейным темам, увидеть связи между различными регионами, воплощённые в искусстве, с интересными историями и сюжетами, которые находят отражение в произведениях искусства», – добавил Петров.

Директор музея-заповедника Казанский Кремль Ильнур Рахимов, заместитель министра культуры РТ Дамир Натфуллин и куратор выставки Константин Петров

Традиции проведения светских мероприятий призваны не только развлекать, но и помочь установить личные контакты и разрешить политические вопросы. Отражение этого можно найти не только в кубках, кувшинах, блюдах, используемых на пирах, но и непосредственно в образцах декоративно-прикладного искусства. Большая часть представленных на выставке предметов относятся к XVII-XIX вв., времени, когда все регионы Востока были тесно переплетены между собой экономическими и культурными связями.

Восток в историческом контексте

На большей части Индийского субконтинента в XVI-XIX вв. раскинулась Империя Великих Моголов, построенная династией Бабуридов, потомками Тимура и Чингисхана. Императоры обладали несметными богатствами, оказывали покровительство поэтам, художникам, ювелирам. Прикладное и изобразительное искусство, архитектура и придворная жизнь находились на пике в XVI-XVII вв. А после, столетие спустя, началось завоевание Индии Британией. Это привело к постепенной утрате контроля над территориями государства. К 1857 году Индия полностью перешла под прямое управление британской короны. Но, что интересно, традиционные виды искусства не погибли, но претерпели изменения под западным влиянием, адаптировавшись к вкусам европейцам. На экспозиции можно увидеть индийские портретные миниатюры.

Образец китайского фарфора

Что касается Китая, то Новое время здесь – это правление династии Цин (1644-1912 гг.), которая для Китая была неродной, а основанной кочевниками маньчжурами. Но, несмотря на своё происхождение, эта династия стала самым ревностным поборником китайской культуры, оказывая покровительство ремеслу и искусству. Вне зависимости от статуса и социального положения каждый в Китае хотел обладать статусными предметами из фарфора, лака, кости и художественного металла. Колоссальный спрос на такие изделия был и со стороны Востока и Европы, что сделало Китай непревзойдённым экспортёром диковинных вещей и технологий. На выставке есть предметы и более ранней эпохи – империи Тан (619-907 гг.), когда особой популярностью пользовались поэзия, живопись и скульптура.

Иран на выставке представлен знаменитыми серебряными блюдами эпохи Сасанидов (224-1 гг.), в годы могущества которой территория государства включала в себя сам Иран, Среднюю Азию, Междуречье и Аравийский полуостров. Правление Сасанидов стало настоящим «золотым веком» в иранской истории. Годами и столетиями позже, когда Иран постигла постоянная смена режимов, ни одна династия не смогла добиться такого же авторитета. Несмотря на внутриполитические проблемы, Иран всегда оставался важным культурным центром Востока, где сходились торговые пути и разные художественные традиции. К примеру, при Сефевидах большое развитие получила живопись, фаянсовая керамика.

Чаша с изображением всадников, Иран

Египетское искусство в экспозиции нашло отражение в предметах, созданных в годы существования Мамлюкского султаната. Для мусульманских стран было характерным назначать мамлюков на высшие военные и государственные должности. К власти в Египте они пришли в 1250 году, сразу укрепив своё влияние победами над крестоносцами и монголами. Именно при мамлюках расцвело искусство иллюминированной рукописной книги, достигла новых высот архитектура. Наиболее значимыми предметами прикладного искусства стали изделия из бронзы и латуни, украшенные серебром.

Сасанидский Иран

Изображение царя или вельможи на охоте – самый излюбленный сюжет сасанидской торевтики, то есть металлических изделий, которые декорировались с помощью чеканки. При этом царь демонстрирует не просто свою силу и ловкость, но картина представляет собой символический акт обретения власти над миром. Помимо высокой художественной ценности, такие работы позволяют узнать об особенностях иранского вооружения, облачении воинов и традициях сасанидской эпохи.

Индийская миниатюра

Чаша для омовения, Северная Индия

По праву наиболее яркими иллюстрациями придворной жизни Востока можно назвать миниатюры – небольшие картинки, созданные на отдельных листах бумаги. Изначально миниатюры служили иллюстрациями в мусульманских рукописях, которые оказали сильное влияние на индийскую письменную традицию эпохи Великих Моголов. Однако несколько поздней миниатюры создавались уже без привязки к какому-либо тексту и служили полноценными образцами искусства. Как правило, изображались портреты знатных персон и сцены дворцовых приёмов.

Восток и охота

Пожалуй, нельзя представить ни одно традиционное общество без охоты, которая занимала огромное место в жизни знати, поскольку носила не только развлекательный характер, но тренировала физическое состояние, готовила к воинскому делу, помогала учиться обращаться с луком и копьём. К примеру, в Мамлюкском султанате, где всем заправляло военное сословие, массовая охота считалась основным видом тренировки. А вот в Китае охота обрела особую популярность, когда возрос авторитет и влияние кочевой культуры.

Живопись Китая

Китайская живописная традиция по праву считается одним из самых удивительных феноменов дальневосточной культуры. В работе мастера использовали тонкий шёлк или бумагу, тушь и водоразмываемые краски. Эпоха династии Цин ориентировалась во многом на подражание старинным образцам, отдавая предпочтение традиционным техникам и сюжетам.

Чаша с изображением всадников, Иран

Пир: его запахи и услада для глаз

Чем наполнялись богатейшие дома Востока? Это запахи… И запахи не только изысканных яств, но горящих свечей, масляных ламп и фонарей. Особый интерес вызывает более специфический предмет, представленный на выставке. Речь идёт о сосуде или шкатулке, над которой поднимались струи дыма. Такие курильницы украшали кабинеты и жилые покои, придавая одним своим видом торжественность и сакральность атмосферы культовых мест. Но, помимо такого возвышенного смысла, эти шкатулки помогали перебивать неприятный запах, отгонять насекомых и в целом дезинфицировать воздух вокруг. В качестве благовоний обычно использовались мускус, ладан, стиракс, сандаловое и агаровое деревья.

Выставка будет открыта для посетителей до 27 октября.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика