Вероубеждение относительно божественности у философов и мудрецов

Знание о существовании Создателя заложено в каждом Его творении, а Его имя известно на всех языках, и различия рас, национальностей и убеждений не отвлекает сердце от этой бесспорной истины. Однако знания о Всевышнем Создателе приобретают свою полноту и возвышаются над людскими заблуждениями и страстями только в том случае, если они получены людьми из уст Пророков, передающих божественное откровение. Однако это не помешало многим людям, не являющимся последователями предыдущих божественных откровений, и не получившим божественные наставления Священного Корана в достоверной форме, позволить себе абсурдное свободомыслие относительно Всевышнего Создателя.

Философские воззрения о божественном полны множества примеров такого мышления. Философы, сформулировавшие эти воззрения, подобны современным астрономам, рассуждающим о боге в контексте того, к чему они пришли в результате исследований материальной Вселенной.

Древние философы дали Аллаху разные наименования: «Создатель», «Перворазум», «Первопричина», «обязательно Существующий» и другие. Современные ученые также сформулировали свои представления о божественности. Однако, как вы увидите далее, в этих представлениях истина перемешана с ложью. Обусловлено это тем, что в процессе их изысканий разум не находился под божественным руководством. Разум подтвердил принцип обязательности Его существования, однако ошибся в деталях, связанных с Ним.

Примечательно, что проницательный ум, беспристрастные исследования и непредвзятое мышление, руководствуясь правильной методологией, в итоге обязательно приводят человека к осознанию Аллаха и смиренному ощущению Его Величия. Соответственно, неразумно полагать, что вера является результатом замкнутости и ограниченности, а разум и научные исследования противоречат основам веры и опровергают связь с Всевышним Аллахом.

Обратимся к словам Гершеля, одного из философов XVIII века: «Чем больше расширяется область науки, тем больше доказательств существования некой мудрой, абсолютной, творящей и всемогущей силы». Слова Сократа, озвученные его учеником Платоном, подтверждают данную мысль: «Этот мир представляется нам таким образом, что ничего не оставлено на волю случая. Скорее, каждая его часть и каждый элемент направлены к некоему итогу, а этот итог направлен к более высокой цели, чем он сам, и благодаря этому достигается единственная конечная цель». Итак, откуда появилась эта совершенная система с ее разветвлениями, исполненная всестороннего величия и необъяснимая случайностью? И разве можно говорить о том, что мир возник спонтанно, если спонтанный характер возникновения не свойствен даже самым тривиальным вещам и событиям?

Если мы попытаемся разглядеть все элементы, содержащиеся в окружающих нас вещах, то разум не сможет сосчитать их мгновенно. Разве мы не ошибемся, если решим, что все эти элементы сложились благодаря случайным обстоятельствам, по причине невозможности осознания их детальности, количества и масштаба? Это ли не свидетельство существования высшего разума, который и является единственным и бесспорным Творцом всего окружающего? Сама природа всем своим «нутром» отображает существование Единого Создателя, Который безошибочно реализует Свой замысел, не поддающийся в полной мере пониманию и постижению человеческим разумом.

«Он – Знающий и объемлет всякую вещь, Его можно констатировать везде и во всем, но при этом мы не способны ощутить Его при помощи наших чувств. Это как Солнце, которое касается всех глаз, но никому не позволяет смотреть на себя по причине своей чрезвычайной яркости»[1].

Французский математик, физик и астроном Пьер-Симон Лаплас, объясняя принципы небесной механики, продемонстрировал их доказательность при разрешении сомнений, исходивших от несогласных. «Всемогущая сила обозначила границы созвездий и планетных систем; их расположение и диаметры орбит фиксированы, их движения организованы согласно простым и мудрым законам, а периоды обращения планет вокруг Солнца и движения спутников вокруг планет характеризуются наиболее точным расчетом, поскольку система, отображающая то, чего хочет Бог, не подвержена дефектам».

Ученый описал систему, требующую такой точности, которую не способен осознать и понять человеческий разум, и факторы, обеспечивающие стабильность и устойчивость этой системы, настолько уникальны, что невозможно говорить о совпадениях и случайностях. По расчетам и умозаключениям Лапласа, вероятность того, что гармоничность и стабильность этой системы выстроена случайным образом, составляет единицу к четырем триллионам. И это заставляет серьезно задуматься: «Что такое четыре триллиона? Это число произносится при помощи двух слов, и сосчитать его до конца – задача невыполнимая, поскольку для этого пришлось бы считать непрерывно на протяжении пятидесяти тысяч лет, днем и ночью, называя по 150 чисел в минуту.

Герберт Спенсер, английский философ XIX века, писал: «Мы вынуждены признать, что существует некая абсолютная сила, превосходящая понимание, и что религии были первыми и учили этой трансцендентной истине, но часто эта истина распространялась, будучи смешанной с ложью». Следует отметить, что представленные выше слова не принадлежат глубоко религиозному человеку. Однако здоровые умы не избегают правды, и чем выше они становятся, тем ближе подходят к истине. Именно поэтому мы стали свидетелями того, как ученые после материальной неудачи, испытанной некоторыми из них в конце XIX века, вернулись на путь познания истины.

Современные ученые, как и их авторитетные предшественниками, почти единодушно согласны с тем, что законы, на основе которых возникла и развивалась жизнь, предполагают единство намерений, воли и мудрости. В это здравомыслящий ум не может не поверить, как не может и отрицать того, что жизнь не была создана и развивалась по слепой случайности. Говоря о Господе, великий английский ученый Уильям Томсон, лорд Кельвин, доносил эту истину до людей и высмеивал тех, кто говорил о случайном происхождении жизни на Земле. Томсон также удивлялся безразличию тех ученых, которые не принимали во внимание неопровержимые доказательства и аргументы в пользу существования Аллаха и Его единства, заключающиеся в великой мудрости и совершенного порядка мироздания. Ученый говорил: «Человеку невозможно представить начало или продолжение жизни без контролирующей, доминирующей творческой силы. Я верую, невзирая на тот факт, что некоторые ученые в своих поверхностных философских исследованиях закрывали глаза на систему этой Вселенной как на убедительный аргумент, хотя у нас есть веские и убедительные доказательства существования управляемой и гармоничной системы. Это доказательства, показывающие через природу влияние свободы воли в ней и то, что совокупность живых организмов зависит от одного Вечного Создателя».

Всемирно известный Эйнштейн вслед за Томсоном утверждал: «Религиозное чувство по своей сути состоит в том, чтобы знать, что то, что невозможно познать Его сущности, действительно присутствует и проявляется в высших знаках мудрости и в самых сияющих огнях красоты. И я не могу представить истинного ученого, который не осознает, что подлинный инициатор мира сущего руководствуется мудростью, которая делает его понятным для разума. Знание без веры идет походкой хромого, а вера без знания подобна продвижению на ощупь слепых».

Что может быть лучше, чем такое сходство между высказываниями и Коран, который говорит нам:

«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах – Могущественный, Прощающий» (Творец 28).

Некоторые люди, веря в божественность Аллаха, имеют ошибочное представление о ней. Так, французский астроном и писатель Камиль Фламмарион писал в своей книге «Бог в природе» следующее:

«Если мы переместимся с арены материального в сферу духовного, тогда бог будет являться нам как вечный дух, существующий в реальности всего. Он не султан, управляющий нами с небес, но скрытая система, господствующая над всеми созданиями. Он не обитатель Рая, переполненного праведниками и ангелами!! Скорее, Им заполнено все это бесконечное пространство. Присутствие бога ощутимо в каждой точке и в каждый момент времени, или, более правильно сказать, что Он – Вседержитель Бесконечный, существующий без места и сторон, и не имеющий начала и конца.

Говоря это, я исхожу не из набора метафизических доктрин, достоверность которых сомнительна, а из окончательного вывода, который я сделал из устоявшихся основ науки, относительности движения и древности законов.

Общая система, господствующая в природе, и проявления мудрости, наблюдаемые во всех аспектах, подобно свету утренней зари и лучам сумерек, и, особенно, единство, воплощаемое в законе постоянного развития, указывают на то, что абсолютная божественная сила – это скрытый хранитель Вселенной. Это истинный порядок, это изначальный источник для собрания законов природы, их форм и проявлений».

Это слова философа, который отрицает иудаизм и христианство, и не знаком с исламом, но знает Единого Аллаха, опираясь на свое стремление к научному познанию Вселенной. И таких, как он, много. Идеи Фламмариона о божественности проявляются в виде Единства Бытия – Пантеизма. Это убеждение, исповедовавшееся некоторыми древнеиндийскими философами, распространилось на исламский суфизм, и некоторых его представителей отдалило от истины и учения ислама.

Воззрения этих исследований, если бы они были откорректированы учением ислама, были бы неразрывно связаны с Всевышним Аллахом, Его качествами и атрибутами из Священного Корана. Но по их словам видно, что, даже не зная истины в полной мере, при появлении ее проблеска они ее подтверждали, а не отрицали. Если они верили в то, что знали, то они – достойные полноценной веры люди, и если бы знамения этой веры и божественные послания были им доступны, они могли бы познать ислам в его правильной форме, опираясь на Священный Коран и сунны его Пророка.

Мухаммад аль-Газали

Из книги “ВЕРОУБЕЖДЕНИЕ МУСУЛЬМАНИНА”


[1] Слова из книги «История суфизма» профессора Мухаммада Али Айни-бека.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика