Значение выражения «Сбивает с пути, кого пожелает, и наставляет на путь, кого пожелает»

Проповедь относительно этого вопроса также проста. И мы не станем при этом выходить за пределы Книги Аллаха.

«Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли поминающие?» (Месяц 17).

Мы можем увидеть, что желание, упомянутое в аяте, в абстрактной форме ограничено другим аятом, в котором ясно упоминается выбор, совершаемый человеком. То есть «сбивание с пути» Богом означает, что тот или иной человек предпочитает отвергать правильный путь. Тогда Бог, когда человек сделал свой выбор, утвердил его и выполнил то, что человек сам желал для себя. Осталась ли двусмысленность при этом? Нет, ибо смысл высказывания «Он сбивает с пути, кого пожелает» и того, что с этим связано, таков: 

«Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца. Аллах не ведет прямым путем людей нечестивых» (Стоящие в ряд 5).

То же относится и к высказыванию «Он ведет (истинным путем), кого пожелает». Посмотрите на ценность человеческой воли, когда человек говорит правду, когда он говорит по своей воле: 

«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (Женщины 115).

Осталась ли двусмысленность в абстрактности желания? Нет. 

Ибо смысл слов Всевышнего: «Он сбивает с пути, кого пожелает» проясняется в других аятах: 

«Воистину, Аллах не смущается приводить притчи о комаре или том, что больше него. Те, которые уверовали, знают, что это – истина от их Господа. Те же, которые не уверовали, говорят: „Чего хотел Аллах, когда приводил эту притчу?“ Посредством нее Он многих вводит в заблуждение, а многих наставляет на прямой путь. Однако Он вводит в заблуждение посредством нее только нечестивцев, которые нарушают завет с Аллахом после того, как они заключили его, разрывают то, что Аллах велел поддерживать, и распространяют нечестие на земле. Именно они окажутся в убытке» (Корова 26-27).

То же самое касается и слов Аллаха: «Он ведет (прямым путем), кого пожелает». Посмотрите на ценность человеческого желания в словах Всевышнего, когда Он говорит о Его желании и воле: 

«Неверующие говорят: „Почему ему не ниспослано знамение от его Господа?“ Скажи: „Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведет прямым путем тех, кто обратился к Нему с покаянием“. Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (Гром 27-28).

И в этом контексте нужно осмысливать слова: «Аллах не ведет прямым путем людей нечестивых». 

О разумный человек, осознай этот интерес и иди с этим знанием, преодолевая препятствия, и ты не найдешь в религии Бога недостатка или беспокойства. Но тревога и смятение – в отравленных умах и в сердцах беспечных. Здесь люди могут задаться вопросом о пределах минимальной и максимальной прибавки в уделе. Учитывая, что этот вопрос не оправдан с точки зрения религии, мы добровольно ответим на него так, чтобы секрет раскрылся и стало понятно, какова в связи с этим роль Бога, а какова роль человека. Вы знаете, что фермер делает на своем поле? Он использует солнечный свет и намеревается растить и собирать плоды своего труда. И понятно, что человек, являющийся фермером, который честно делает свое дело, прилагает сознательные усилия для получения результата. Однако: 

«Видели ли вы то, что вы сеете? Вы ли заставляете его произрасти или Мы заставляем? Если Мы пожелаем, то превратим его в труху, и тогда вы останетесь удивленными» (Событие 63–65).

Человек в своих устремлениях подобен работающему землепашцу. Так что делайте свое дело и старайтесь собрать урожай, а если он увянет – что ж, рука Божья взамен вырастит его для вас снова.

«Скажи: „Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие. Вы предстанете перед Ведающим сокровенное и явное, и Он поведает вам о том, что вы совершали“» (Покаяние 105).

 

Мухаммад аль-Газали, Книга «Вероубеждение мусульманина»

 

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика