Судьба и предопределение в исламе

 

Вера в судьбу и предопределение

 

Вера в судьбу и предопределение – одно из убеждений, основанных исламом на вере во Всемогущего Бога и на правильном знании Его Высшей Сущности, Его Милостивых Имен и Его Великих Атрибутов.

Нет сомнений в том, что, согласно исламу, Бог обладает атрибутами совершенства, атрибутами величия и красоты – причинами хвалы и прославления. Все божественные атрибуты, упомянутые в Откровении, полностью были приняты разумом человека, а затем подробно разъяснены в Коране. 

«Который сотворил все сущее и всему придал соразмерность, Который предопределил судьбу творений и указал путь» (Высочайший 2-3). 

Верующий должен твердо знать: только Всевышний Господь обладает всеобъемлющим знанием, волей и могуществом, и Он, слава Ему, делает, что пожелает, и знает то, что Он делает. Да, Господь объемлет Своим знанием каждую вещь и о каждом событии обладает полнотой информации. Он знает все, что бы то ни было, в Своем господстве: судьбу муравья и устойчивость небесных тел на их орбитах. И полнота Его знаний всеобъемлюща в пространстве и времени, так что Он не упускает ничего, когда бы и где бы оно ни существовало.

Все события жизни – все добро и зло, совершенные за время бытия, и гнева, и надежды, и печали и радости, – все это объемлет божественное знание. 

«Какой бы поступок ты ни совершал, что бы ты ни читал из Корана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала. Ничто на земле и на небе не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в мельчайшую частицу, или меньше того, или больше того. Все это – в ясном Писании» (Юнус 61).

На страницах этой Книги (Ясное Писание, упомянутое в аяте) были начертаны строки предопределения и рока; судьба вещей была известна, и их конец был установлен, как и то, кому суждено достичь чистоты и счастья. Но откуда у нас знание об этом? 

Судьба и предопределение связаны с ходом жизни и богатством ее событий, а также с действиями и поведением плохих и хороших людей. У каждого из них есть собственное предписание и его последствия. А между крайностями существуют промежуточные позиции, игнорирование которых приводит к двусмысленности и путанице в религии, поэтому мы уточним пределы и особенности каждого понятия.

 

В чем мы принуждаемы

 

Есть то, что по велению верховной силы и по одной только Божественной Воле происходит и совершается в людях произвольно или невольно, независимо от того, ощущают они это или нет. Это, например, ум и способности, черты характера и эмоциональные особенности, строение тела и его рост, внешность, а также время и место рождения. Это родители, от которых мы произошли, инстинкты и склонности, укоренившиеся в нашей природе, жизнь и смерть, здоровье и болезнь, скорбь и страдания – человек никак не может повлиять на это.

Только судьба движется внешне и внутренне, направляя жизнь так, как того хочет Хозяин жизни. 

«Воистину, ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах. Он – Тот, Кто придает вам в утробах такой облик, какой пожелает. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого» (Семейство Имрана 5-6).

Разумеется, все это не является предметом ропота и возражений, и мы должны знать, что национальность, к которой мы принадлежим, и язык, на котором изъясняемся, мы не способны выбирать по своему усмотрению, и какие бы то ни было возражения в связи с этим являются бессмысленными. 

В этом смысл положения, которое удовлетворяет душу, и мы не можем с этим ничего поделать, и об этом говорится в мудром Коране. 

«Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора. Аллах пречист и превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи! Твой Господь знает то, что кроется в их груди, и то, что они обнаруживают. Он – Аллах, кроме Которого нет иного божества. Ему надлежит хвала в первой жизни и в Последней жизни. Он принимает решения, и к Нему вы будете возвращены» (Рассказ 68–70).

Вера в такую ​​судьбу обязательна, и доказательства этого очевидны исходя из доводов разума. Верующий должен быть уверен в самой глубине своего сердца, что это явления, которые разветвляются от своего корня, имеют свои следствия, – их невозможно повернуть вспять. Обо всем этом Господь знает, поскольку пожелал так и привел в исполнение. Наша роль во всем этом совершенно отсутствует.

Наши праведные предки начали верить в это, и их влияние на представления потомков стало наследием. И, когда один из них узнал, что его срок измерен, он не потерял отваги, не восстал противодействием. Он выполнил свой долг, не дрогнув, ибо в его ушах звучали слова божественного руководства: 

«Скажи: „Нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом. Он – наш Покровитель. И пусть верующие уповают на одного Аллаха“» (Покаяние 51). 

И да исполнимся и мы в этом силой и стремлением, решимостью, выносливостью и стойкостью.

 

 

В чем мы обладаем свободой воли

 

Что касается второй части вопросов, связанных с судьбой и предопределением, то они, в отличие от первой, относятся к действиям. Выполняя их, мы ощущаем бдительность нашего ума, движение наших склонностей и контроль нашей совести.

Как мы к этому относимся? Что значит – поступить так или иначе? Несмотря на кажущуюся ясность, в этой теме есть свои трудности и неясности; далее мы попытаемся ответить на связанные с этим вопросы и прояснить их. 

Мы чувствуем независимость нашей воли и наших способностей в действиях, и этого достаточно в качестве доказательства их свободы, но есть те, кто утверждают, что ощущения лгут нам. Но мы уверены, что доверяем этому чувству, и расскажем о том, в чем его ценность, после того как дадим понять, что верим в честь, и будем просить Его помощи в этом. Мы находим, что Коран подтверждает этот очевидный смысл и отмечает наличие свободы воли. 

«Скажи: „Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует“ …» (Пещера 29). 

Далее этот аспект разъясняется еще глубже. 

«Скажи: „О люди! К вам явилась истина от вашего Господа. Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе, а кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе. Я не являюсь вашим попечителем и хранителем“» (Юнус 108).

Природа религии как подразумеваемое ею испытание человека в этом мире вообще не реализуется порабощением и ограничением воли. Наказание также не назначается и признается только в этой открытой, свободной форме. И здесь не место перечислять аяты, свидетельствующие об этом, поскольку весь Коран является четким свидетельством и доказательством в пользу такой точки зрения.

Важным аспектом является понимание того, как божественное предопределение сочетается со свободой воли человека при совершении им тех или иных действий. Как сказано в Коране: 

«Он ответил: „Знание об этом – у моего Господа в Писании. Мой Господь не ошибается и не предает забвению“» (Та Ха 52).

Но как же представление о свободе воли у человека при совершении им действий согласуется с понятием о божественном предопределении? Ответ прост. Встаньте перед чистым зеркалом и нахмурьтесь. Повинно ли зеркало в том, что у вас такое выражение лица? Его задача просто отражать то, что попадает в пространство перед ним. И, если бы вы улыбались или смеялись, оно отразило бы вас именно в таком виде, а не каком-либо ином. 

Точно так же страницы Божественного знания и всеведения не связаны с совершаемыми нами делами в виде непосредственного контроля и движения, но подразумевают видение и ясность. Одно следует за другим, а не наоборот. 

Конечная отличительная черта науки в том, что она раскрывает не только настоящее, но также прошлое и будущее в меру возможностей. Бог же видит вещи такими, какими они были и есть, и знает, какими они будут в дальнейшем. 

После этого остается объяснить то, что мы решили относительно всеобъемлющего характера Божественной Воли и господства Его Высшей Силы, властвующей над всем сущим. Итак, что это означает и как это согласуется со свободой человеческой воли?

 

Мухаммад аль-Газали, Книга «Вероубеждение мусульманина»

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика