Муфтии — о запрете никаба и «красных линиях» для мусульман

Муфтият Дагестана обнародовал фетву о временном запрете ношения никабов. Согласно богословскому заключению, в определенных ситуациях из соображений безопасности может быть введен локальный запрет. Широкая общественная дискуссия о ношении никабов в России началась в мае, когда глава президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев выступил за запрет этого предмета одежды в России по соображениям безопасности, сославшись на то, что даже в некоторых странах Центральной Азии никабы запрещены.

Предложение Фадеева вызвало полемику в мусульманских богословских кругах. Против запрета никаба высказались отдельные религиозные деятели. По их мнению, такой запрет будет выглядеть как нарушение норм светского права и конституции, а также вызовет непонимание в исламском мире, с которыми Россия выстраивает дружеские отношения. Примечательно, что идея об обязательности никабов зачастую высказывается приверженцами ультраконсервативных религиозных взглядов. Например, к ним можно отнести суфийское братство «Исмаил ага», в учебном заведении которого получил образование один из известных муфтиев. В этом сообществе придается особое значение определенным фасонам как женской, так и мужской одежды, члены сообщества обоих полов эти фасоны строго соблюдают – это можно видеть и на их представителях в России. Именно стамбульский район «Исмаил ага», где расположено одноименное медресе, является средоточием женщин с закрытыми лицами. 

Между тем, еще до появления законодательной инициативы против ношения никабов выступил муфтий Чечни Салах Межиев. в интервью телекомпании «Грозный» Салах хаджи сказал: «Некоторые ваххабиты вырывают слова исламских ученых из контекста и приводят их в пример. Когда они так закрываются от всех остальных, кто не закрыт, то начинают считать их кафирами, тогда портится то, что у них в сердце». Чеченский муфтий считает, что результатом такой идеологической деградации в конечном счете станет надевание на себя пояса со взрывчаткой. Чеченский муфтий напомнил, что большинство ученых ислама сочли закрытие лица необязательным, а никаб является всего лишь культурой определенных народов.

Подавляющее большинство соблюдающих мусульманок на территории современной России не закрывали частично или полностью лицо, отмечает Верховный муфтий и председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин. «В связи с террористической угрозой и обеспечением безопасности государства эту проблему можно решить в законодательном порядке. Одно время было обязательным фотографироваться на паспорт только с непокрытой головой, в последние годы разрешили фотографироваться в платках и головных уборах. Это решается законодательно. Но у мусульман ханафитского мазхаба нет обязательства по покрытию лица и кистей рук у женщин», – заключил верховный муфтий России.

Поддержал запрет на ношения никаба и волгоградский муфтий Бата Кифах: «Я хочу прокомментировать высказывание муфтия Дагестана по поводу запрета ношения никаба. Очень многие начали отрицательно высказываться в адрес муфтия, как будто у нас это какая-то большая проблема. Якобы это ограничение прав мусульман, оскорбление религиозных чувств. […] Много есть фетв, где говорится, что никаб – это обычай, а не требование шариата. Я сам из Сирии. У нас в некоторых местах, некоторых поселках носят никаб. Но там все понимают, что это обычай, привычка отдельных людей. […] Так что давайте не будем на этот счет поднимать панику», – подчеркнул Бата Кифах. Запрет никаба муфтий назвал проблемой меньшинства. Настоящая «красная линия» для любого мусульманина – запрет хиджаба, но об этом речи не идет, подчеркнул Бата Кифах. 

Глава мусульман Башкирии Айнур Биргалин объяснил, что ислам не требует от женщин покрытия лица. «По нормам ислама и нет такого, чтобы женщина скрывала лицо. Вот хиджаб для мусульманок обязателен, когда девушка сделала выбор, стала совершеннолетней. Она оставляет открытым лицо, кисти, ноги по щиколотку, остальные части закрыты. Только вот это обязательно. Про никаб ничего не сказано, он для нас неактуален в отличие от хиджаба – мы за него честь отстаиваем, за него бороться будем», – разъяснил глава ДУМ Башкирии. При этом муфтий добавил, что проблема никаба не актуальна для Республики Башкортостан, поскольку с покрытым лицом ходят считанные единицы.

Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга отмечает, что ни Коран, ни Сунна не предписывают ношение никаба и не обязывают женщин-мусульманок надевать его. «Поэтому наша позиция: никаб – это традиция, ставшая своего рода нормой и происходящая из обычаев некоторых народов, но о ней ничего не говорится в основных положениях мусульманского права.  Хиджаб – это религиозный платок, который носят мусульманки, закрывающий волосы, шею и грудь. Символ скромности и неприкосновенности частной жизни, который уходит своими корнями в исламское учение и имеет большое религиозное значение для женщин-мусульманок во всем мире. Закрытие волос, шеи и груди в отличии от никаба упоминается в Коране... Если же женщина выросла в обществе, где ношение никаба считается традицией, тогда у нее – с точки зрения религии – есть свобода выбора: носить никаб или нет. Но если женщина решает носить его, то она не должна рассматривать это как религиозный акт», – говорится в заявлении ДУМ СПб и Северо-Западного региона России.

Председатель Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов в интервью Сергею Карнаухову указал на факультативный характер никаба. «Лицо и кисти рук женщины не являются ауратом (частью тела, которую необходимо прикрывать перед другими людьми). Никаб это дополнительная часть поверх платка», – подчеркнул муфтий. Отвечая на вопрос ведущего, можно ли ограничиться хиджабом, глава ДСМР дал утвердительный ответ. «Если, согласно Корану, покрытие головы обязательно, то никаб необязателен: он является не религиозной обязанностью, а традицией – и то не везде», – заключил муфтий Крганов. 

Консолидированную позицию по вопросу запрета никаба высказали в Координационном центре мусульман Северного Кавказа, в состав которого входит и муфтият Дагестана. В Telegram-канале КЦМСК отмечается, что никаб никогда не являлся традиционной формой одежды для Северного Кавказа. Кроме того, в некоторых странах, где ислам является государственной религией, полностью или частично действует запрет на ношение никаба в общественных местах. Как подчеркнули в КЦМСК, важно понимать, что исламская религия предписывает закрытие частей тела за исключением лица, кистей рук и ступней ног, то есть предписывает ношение так называемого хиджаба, где лицо остается открытым. Речи о запрете хиджаба не идет и не может идти.

Депутат от КПРФ Сергей Матвеев опубликовал в своем Telegram-канале фрагмент законопроекта, внесенного им же в Госдуму, где говорится: «Нахождение в общественных местах с закрытым лицом в степени, не позволяющей идентифицировать личность за исключением случаев нахождения с закрытым лицом на основании медицинского показания… (и других перечисленных в законопроекте случаях, прим. IN) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей».

Таким образом, большинство российских муфтиев согласно с необходимостью законодательного запрета на закрытие лица в общественных местах, делающего идентификацию личности невозможной. Муфтии дают богословское обоснование для этого: согласно исламу, никаб – это доисламский обычай, а не религиозное предписание, это не форма религиозного служения или поклонения Аллаху. Ислам не запретил этот обычай, но и не узаконил в своем праве. Там, где он издавна существует, там он традиционен, и ломать местные устои, не нарушающие нормы религии, неправильно. Но там, где такого обычая не было, искусственно насажать его, выдавая за религиозную норму, также неправильно. В условиях современной системы безопасности в крупных городах видеоидентификация личности необходима, иначе теракты невозможно предотвратить. Поэтому там, где обычай приносит очевидный вред, его нельзя культивировать его, а тем более вредно пытаться клонировать обычаи других народов, сложившиеся в других условиях других эпох. 

К большому сожалению, обращает на себя внимание следующий факт: американское интернет-издание пишет о заявлении муфтия относительно запрета никаба: «Этот шаг может вызвать гнев некоторых видных мусульманских деятелей». Очевидно, что заокеанским авторам эти «некоторые видные деятели», по случайному совпадению получавшие религиозное образование в Турции, были уже известны. Они уже высказали свой «гнев» с угрозами. И это наводит на тревожные мысли.

Автор: Айдар Бариев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика