Илдар Баязитов: нельзя давать поводов для внутренних междоусобиц — это вопрос государственной безопасности

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, уководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК под Волгоградом.

–  Илдар Рафкатович, вы как член общественного Совета ФСИН России и, прежде всего, как имам, активно работающий с исправительными учреждениями, как видите ситуацию с захватом заложников в ИК-19?

Этот чудовищный акт мы никак не можем оправдать. Да, террористы декламировали религиозные лозунги, но уверяю вас  – с религией это не связано. Из раза в раз нас глубоко потрясают подобные события, а особенно  – когда все это прикрывается исламом. Ну где в вероучительных источниках сказано, что подобает чинить кровопролитие на ровном месте?

К тому же, кто дал этим людям право говорить от имени ислама? Разве есть среди этих преступников те, кто изучил религию, проникся ее глубинными смыслами. Нет, это лица, осужденные за наркоторговлю, убийства.

–  Почему же это происходит?

–  Не секрет, что условия исправительных учреждений весьма экстремальны для любого человека. И эти условия толкают его к поискам новых, в том числе духовных ресурсов. Именно в это время, если нет адекватной подачи правильных религиозных знаний (в данном случае  – исламских) буйным цветом цветет псевдо духовность.

В современном мире информация проникает даже в тюремные застенки. Кто-то где-то учился, кто-то что-то услышал, додумал  – таким образом изначально правильные посылы ислама невероятным образом переворачиваются и становятся обоснованием для самых жутких деяний. Поэтому, когда мы говорим о духовном окормлении верующих в местах лишения свободы, нельзя принимать это за будничные рутинные мероприятия. Это составной элемент воспитательного процесса. И этим должны заниматься профессионалы.

–  О каких профессионалах идет речь?

–  Безусловно, это прежде всего работа имама. Причем не простого, а обладающего соответствующей подготовкой и мотивацией. Исправительное учреждение  – другой мир. Там видно, кто искренен, а кто нет. Особенно, если это касается религии. Поэтому тут даже трудно сказать, что первично  – религиозные знания или сопереживание за людей, прихожан, верующих  – осужденных.

Как человек, занимающийся этой проблематикой 2015 года, я глубоко убежден, что в местах лишения свободы имам должен работать не только с осужденными, но и с представителями администрации колоний.

–  В чем заключается специфика работы в местах лишения свободы?

–  В системном просвещении. По линии Духовного управления мусульман Республики Татарстан в нашем регионе за каждым исправительным учреждением закреплен свой имам. У нас действуют общественные помощники имамов из числа освободившихся граждан. Мы активно взаимодействуем с руководством УФСИН и личным составом  – проводим занятия по основам ислама. Ведь многие масштабные конфликты и чрезвычайные ситуации начинаются с банальных бытовых непониманий. И если сотрудники учреждений будут как минимум знать, что такое Коран, намаз, пост и так далее, то убежден, что можно будет преодолеть множество проблем.

Я много езжу по колониям и примерно представляю себе «атмосферу» этих заведений. Могут иметь место некоторые «перегибы» на местах. Но эти «перегибы» не несут системный характер, а скорее являются локальным человеческим фактором. Именно здесь роль просвещения важна  – если человек уважительно относится к религиозным чувствам других, то он получит уважение среди верующих.

–  В данном инциденте ситуация осложняется еще и этническим компонентом  – террористы были представителями народов Центральной Азии…

–  Вопрос, на самом деле, сложный. В последнее время общественные настроения в отношении мигрантов неоднозначные. Если до известных трагических событий в подмосковном Крокусе эти настроения носили больше «кухонный» характер, выражались в бытовой неприязни, то сегодня эта повестка выходит в общественно-политический дискурс.

Этнические группы из средней Азии часто держатся обособленно. Это еще одно «поле» для огромной работы по их социализации. Наряду с органами исполнительной власти этим должны озаботится представители диаспор, послы, консулы их стран.

Каждый из нас ежедневно сталкивается с трудовыми мигрантами. Это водители, продавцы, строители и много кто еще. Большинство из них  – добропорядочные, трудолюбивые люди, которые обеспечивают себя и свои семьи, вносят незаменимый вклад в экономику страны. Конечно, есть и из их числа непорядочные лица, которые бросают тень как на свой народ, так и на ислам. И все же, считаю, что одними запретительными методами здесь не обойтись. Нужна кропотливая совместная работа гражданского общества, религиозных институтов и, конечно же, представителей государственной власти.

Сегодня, в сложившихся геополитических условиях нельзя давать никаких поводов для внутренних междоусобиц. Это вопрос государственной безопасности.

В пику расхожим стереотипам о преследовании мусульман в России, хочу заметить  – сегодня наша страна стоит на страже не только традиционных ценностей, но и нравственного облика человечества в целом. Если наши идеологические оппоненты из числа мусульман убеждены что в Российской Федерации, где открываются десятки мечетей и медресе, нет места подлинному исламу, то пускай отправляются, например, во Францию, где уже, не стесняясь, на государственном уровне возвеличивают сатану.

–  Трагедия в колонии под Волгоградом как-то скорректировала вашу работу в пенитенциарной системе?

Да, конечно. Мы тотчас же объездили все без исключения исправительные учреждения, СИЗО, колонии  – поселения на территории Республики Татарстан. Наши имамы провели встречи с осужденными, в том числе содержащимися в строгих условиях, с руководителями и личным составом колоний. Были затронуты вопросы терпимости, благосклонности по отношению к приверженцам других конфессий, важности соблюдения правил внутреннего распорядка, выполнения гражданских обязанности перед государством, а также обязанностей верующего быть примером для окружающих, запрета покушения на жизнь, имущество, честь невинного человека.

Сейчас  – на стадии планирования совместные с Болгарской исламской академией просветительские проекты для исправительных учреждений республики по линии общественных помощников имамов. Совместно с Российским исламским институтом планируется обучение имамов и сотрудников исправительных учреждений по актуальным вопросам ислама. Также мы, как благотворительная организация, стараемся не забывать семьи подопечных ОБФ «Ярдам-Помощь» и их детей. Проводим для них мероприятия, помогаем посильно.

Это сложная, комплексная работа со многими составляющими. Вкладываясь в формирование адекватной картины мира осужденного, мы вкладываемся в нашу общую безопасность: ведь осужденный возвращается в социум по истечении срока наказания. Мы все хотим жить в здоровом, безопасном обществе. Над этим надо работать.

Ренат Музаферов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Айдар 24 Августа
Ответить

Странно, что УИС до сих пор не распространил на всю страну многолетний положительный опыт Республики Татарстан. Татарстан вообще по многим экзистенциально важным проблемам России фактически является апробационным регионом, на мой взгляд, является даже макетом практически идеальной для России организации общественной жизни.

C.С. 24 Августа
Ответить

Замечательное интервью! Дай Бог здоровья Ильдар хазрату Баязитову, который, являясь истинным подвижником, многое сделал для просвещения тех, кто считает себя мусульманами, в основах истинного Ислама!

Асхат 24 Августа
Ответить

Опыт Татарстана для всей России.

Чабуреков 25 Августа
Ответить

Собачий бред! Баязитов боится четко обозначить проблему - мямлит про какие-то "перегибы", в то время когда уже сами власти признали массовые изнасилования заключенных с записью видео для последующего использования в качестве компромата для склонения к сотрудничеству с органами.

Яндекс.Метрика