Памяти шейха аль-Альвани… Слово поколения, которое несёт его знамя

Мне понравилось выступление доктора Мухаммада Тутунджи, члена Попечительского совета Международного института исламской мысли (IIIT), на научном форуме в Стамбуле, посвящённой наследию покойного учёного доктора Таха Джабира аль-Альвани — да смилуется над ним Аллах.

Речь Тутунджи отличалась уравновешенностью, глубиной и искренностью — без преувеличений и без подражания, исполненная верности и благодарности.

Это неудивительно, ведь доктор Мухаммад — сын нашего уважаемого учителя, шейха доктора Ахмада Тутунджи, и, как говорится в арабской пословице: «Кто похож на своего отца — тот не ошибся».

Доклад не ограничился перечислением научных достижений аль-Альвани, а затронул самую суть его личности — человеческую, духовную и реформаторскую, показав его уравновешенный путь в обновлении исламской мысли. Он призвал продолжать это направление и развивать его дальше.

Человеческие качества аль-Альвани

Он был дружелюбным, скромным и близким к людям всех уровней. Общался естественно как с учёными, так и со студентами, мужчинами и женщинами, молодыми и пожилыми.

Он был открыт к диалогу, внимательно слушал, поощрял молодёжь к размышлению и обсуждению, принимал разные мнения, воплощая в своём поведении пример Пророка ﷺ — в мягкости и открытости.

В личной жизни он жил с Кораном — читал его, размышлял над ним, цитировал аяты в своих речах и решениях. Его ежедневный путь стал практическим воплощением Корана, из которого он черпал своё видение жизни и людей.

Его мысль и реформаторское видение. От «исламизации знания» к «интеграции знания»

Ученый аль-Альвани был реформатором, стремившимся соединить наследие с современностью, оживить исламскую мысль в сферах гуманитарного и общественного знания. Он рассматривал ислам как всеобъемлющую систему жизни, выходящую за пределы ритуалов к созиданию цивилизации (аль-‘умран). 

Аль-Альвани был одним из пионеров проекта «исламизации знания», основанного им совместно с группой учёных в начале 1980-х годов. Позже его мысль развилась в концепцию «интеграции знания» (تكامل المعرفة).

Он считал, что естественные и гуманитарные науки должны быть связаны с божественным руководством Корана, чтобы сформировать сбалансированное понимание человека, вселенной и жизни.

Ислам, по его убеждению, — это не только обряды и формы поклонения, а всеобъемлющая методология жизни.

Через Международный институт исламской мысли (IIIT) он заложил основы проекта «исламизации знания», который затем превратился в концепцию «интеграции знания» — утверждая, что Откровение и разум не противоречат, а взаимно дополняют друг друга в построении человека и цивилизации.

Его методология опиралась на три основных столпа:

Таухид (Единобожие) — как мировоззрение;

Тазкия (очищение души) — как воспитание личности;

‘Имран (созидание) — как развитие общества и цивилизации.

3. Его ключевые труды и идеи

Доктор Тутунджи упомянул ряд произведений аль-Альвани, ставших вехами в современной исламской мысли:

«Этика разногласий в исламе» (أدب الاختلاف في الإسلام) — призыв к единству через общие ценности между мусульманами, вместо преувеличения различий. Это был манифест терпимости и диалога.

«Соединение двух чтений» (الجمع بين القراءتين) — о двух «книгах»: написанной книге (Коран) и раскрытой книге (вселенной). Он показал отсутствие противоречия между наукой и религией, призывая читать Откровение и Мироздание вместе, чтобы достичь целостного понимания бытия.

«От фикха меньшинств к фикху гражданства» (من فقه الأقليات إلى فقه المواطنة) — одно из его важнейших произведений, в котором он предложил новое видение жизни мусульман в немусульманских обществах, основанное на уважении общественных договоров и позитивной интеграции в своих странах.

Корановедческие исследования — в последние годы жизни он посвятил себя прямому размышлению над Кораном, выпустив более десяти книг. Он часто повторял: «Ты должен жить с Кораном и размышлять над ним».

Он утверждал, что цели шариата (макасид аш-шари‘а) вытекают из целей самого Корана, а не из чего-то внешнего, и что именно они должны направлять отношения человека с миром, обществом и собой.

В рамках своей методологии аль-Альвани считал, что Книга (Коран) является главным источником и разъяснением, а Сунна — это практическое воплощение Корана, согласующееся с ним, а не отдельное от него знание.

Эту идею он подробно изложил в книгах: «Проблема отношения к Сунне Пророка», «Дискуссия о значимости и доказательности пророческой Сунны».

Он подчеркивал, что глубокое размышление над Кораном открывает человеку врата понимания, и это нашло отражение в его посмертном труде «Толкование Корана через сам Коран», который стал новым этапом в методе тадаббура (размышления над Писанием).

Его книги переведены на русский язык, а также на языки народов Средней Азии и Кавказа, и доступны на сайтах IIIT и Центра интеграции знания.

Учреждения, основанные им

Помимо IIIT, доктор аль-Альвани основал Университет Кордовы и Центр имени Таха Джабира аль-Альвани по изучению Корана, которые стали научными маяками, продолжающими его миссию обновления исламской мысли и цивилизационного возрождения.

Призыв продолжить путь

В завершение доктор Мухаммад Тутунджи подчеркнул, что конференция не должна быть просто воспоминанием о великом человеке, а отправной точкой для возрождения его идей и метода.

Он призвал учёных и исследователей:

обновить подход к пониманию Корана;

продолжать проект интеграции знания и построения цивилизации;

укреплять дух единства и совместной работы, преодолевая разногласия;

чтить память аль-Альвани практически — развивая и распространяя его идеи.

«Если мы хотим улучшить наше положение, развить себя и сыграть ведущую роль в человечестве, цивилизации и развитии — Аллах дал нам простую формулу: быть покровителями друг для друга. Когда люди объединяются ради единой миссии, видения и цели — они становятся сильнее, успешнее и эффективнее.

Поэтому давайте объединяться. Давайте смотреть в будущее. Давайте сосредоточимся на созидании и развитии. Давайте строить на том, что нас объединяет, и этим по-настоящему почтим жизнь, послание и видение нашего благородного шейха, да помилует его Аллах», — завершил он.

Да смилуется Аллах над доктором Таха Джабиром аль-‘Алвани.

Он оставил после себя живую школу мысли, которая преодолевает время и пространство.

Да благословит Аллах тех, кто понёс его знамя — его учеников и последователей.

Автор: Али Абу Исам

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Реклама

Яндекс.Метрика