О ключевых вызовах и тонкостях современного исламского образования студентам Болгарской исламской академии рассказал в формате онлайн ректор университета Аль-Азхар, доктор Салама Дауд. Проведение этой лекции стало возможным благодаря подписанному в августе этого года меморандуму о взаимопонимании между БИА и университетом Аль-Азхар. Результатом этого соглашения стала разработка дорожной карты, определяющей дальнейшие шаги по взаимодействию в области популяризации и усиления исламского образования.
Свое выступление доктор Салама Дауд начал с фундаментального тезиса, заявив, что наука является краеугольным камнем возрождения исламской общины. По его убеждению, истинная ценность любой нации определяется не потреблением, а именно способностью производить новые знания.
«В истории исламской цивилизации учёным считался лишь тот, кто вносил нечто новое — оригинальную идею или самостоятельное исследование. Подражание и интеллектуальная стагнация не способны привести к возрождению, тогда как народы, создающие собственное знание, становятся творцами цивилизации и достигают эпистемологической самостоятельности», — подчеркнул ректор Аль-Азхара.
В своей лекции доктор Салама Дауд сосредоточился на двух центральных темах: непреходящем значении науки для развития уммы и основных вызовах, с которыми сталкивается исламское образование в наши дни. Говоря о классической исламской традиции познания, он акцентировал, что в ее основе всегда лежали самостоятельное мышление и творческий поиск, а не механическое заучивание фактов.
Для иллюстрации этой мысли ректор привел показательную историю: «Когда ученик спросил у шейха, на какой руке следует носить часы — на правой или на левой, тот ответил: „Сначала сделай часы, а потом носи их хоть на ноге“. Эта история символизирует дух творчества и инноваций: главное — создавать и мыслить, а не ограничиваться внешними деталями», — пояснил Салама Дауд.
Он подробно остановился на наиболее острых проблемах, стоящих перед исламским образованием сегодня. В их числе — преобладание подражания и заметный дефицит новаторства, слабые позиции в сфере производства новых знаний, а также несовершенство существующих учебных программ. Особое внимание ректор уделил сокращению живого, непосредственного взаимодействия между студентом и наставником и тенденции к вынесению религиозных суждений без должной подготовки. Не менее серьезным вызовом он назвал недостаточную адаптацию системы образования к стремительным технологическим изменениям.
«Когда вы передаёте уже известные факты без их глубокого осмысления, то утрачиваете критическое мышление. Что же касается живого общения, то в прошлом учащиеся годами находились рядом с учёными, постигая науку через личное общение. Сегодня же обучение ограничено несколькими часами, чего недостаточно для полноценного формирования личности исследователя», — прокомментировал ректор Аль-Азхара.
В качестве одного из ответов на эти вызовы на базе университета Аль-Азхар были открыты два новых факультета искусственного интеллекта. Их задача — подготовить специалистов, способных не только отвечать на запросы современности, но и анализировать новые технологические явления с точки зрения шариата.
В заключительной части лекции доктор Салама Дауд обратился к студентам и молодым учёнам с рекомендациями: больше читать, целенаправленно развивать навыки анализа и критического мышления, активно заниматься научным поиском и рассматривать классические вопросы в контексте современных реалий.
«Исламское образование несёт историческую миссию — воспитывать поколение, способное к интеллектуальному обновлению и научному творчеству. Верность традиции не означает застой, а сохранение наследия не противоречит открытости миру», — такой итог своей лекции подвёл ректор Университета Аль-Азхар.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: