Коранические понятия «халиф» и «ханиф»: ключ к миссии и развитию человека в исламской психологии

Выступление Филюса Яхина на Форуме в Стамбуле

Выступление Филюса Яхина на Форуме в Стамбуле

Теги:




0
15:00 (16 Раби ас-сани)

В современном мире исламская психология активно развивается как самостоятельная дисциплина, стремясь интегрировать знания из Божественного Откровения с данными научных исследований. Однако, сосредотачиваясь на таких важных понятиях, как фитра (естественная природа человека), нафс (душа), рух (дух) и ахляк (этика), она порой упускает из виду две фундаментальные коранические концепции, определяющие саму суть человеческого существования: «халиф» (наместник) и «ханиф».

Оригинальная интерпретация этих понятий была осуществлена знаменитым современным мыслителем доктором Таха Джабир аль-Альвани. Его идеи могут быть интегрированы с психологическими знаниями и тем самым обогатить как теорию, так и практику исламской психологии.

«Халиф»: Ваша жизнь — это миссия

Согласно Корану, Аллах назначил человека своим наместником (халифом) на земле. В своём глубоком исследовании аль-Альвани выделяет три уровня этого наместничества (хиляфы):

1. Универсальный: Человек как вид, наделённый ответственностью за всю землю. Как сказано в Коране: «Вот твой Господь сказал ангелам: „Я установлю на земле наместника“» (Коран, 2:30). Эта роль требует от человека знаний и способности к познанию, о чём свидетельствует аят: «Он научил Адама всевозможным именам» (Коран, 2:31).

2. Коллективный: Целые народы и общины могут быть наделены статусом наместников, что влечёт за собой коллективную ответственность. История в Коране показывает, как одни народы сменяли других, если те впадали в нечестие.

3. Индивидуальный: Наделение конкретной личности особыми полномочиями, как это было с пророком Давудом (мир ему). Аль-Альвани отмечает, что эпоха такого индивидуального наместничества завершилась с приходом Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Главный вывод аль-Альвани заключается в том, что быть халифом — это не о власти, а о миссии, ответственности и форме поклонения. Это доверие (аманат), которое человек добровольно взял на себя.

«Человек не сможет выполнять задачи наместничества, если он пренебрегает разумом, унижает душу, отключает мышление», — подчёркивает аль-Альвани.

Для выполнения этой миссии необходимы:

· Разум как инструмент познания законов мироздания.

· Божественное руководство (Коран) как путеводитель.

· Духовное очищение (тазкия) — работа над своей душой, чтобы удерживать её от страстей и взращивать в ней умиротворённость и самокритичность.

Интересно, что аль-Альвани распространяет концепцию халифа и на экологию. Он напоминает, что человек, будучи «сыном земли» (Коран, 20:55), обязан заботиться о ней, не допуская порчи и разрушения.

«Ханиф»: Жизнь — в движении от лжи к истине

Если «халиф» определяет нашу миссию, то «ханиф» — это метод её осуществления. В Коране говорится: «Обрати свой лик к религии, как ханиф. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей» (Коран, 30:30).

Аль-Альвани раскрывает это понятие как динамический процесс постоянного движения от лжи к истине. Это не конечное состояние, а непрерывный путь.

Согласно позиции ученого, ханафия — это не конечная точка, а образ жизни, состоящий из постоянного движения, траектория которого направлена от лжи к истине и справедливости.

Быть ханифом — значит постоянно соотносить каждый свой поступок, каждую мысль с Божественными велениями, исправляя свои жизненные цели и обращая внутренний взор к Господу.

Ключевым элементом этого процесса является борьба с «идолами» (васан). По мнению аль-Альвани, идол — это не только языческий божок. Это любая идея, концепция, социальный стереотип или ценность, которая была возведена в абсолют, материализована в сознании и стала объектом слепого поклонения, заменив собой истинные ценности Таухида (Единобожия).

Человек как ханиф должен постоянно деконструировать такие ложные убеждения (как это делал пророк Ибрахим, мир ему, разрушая идолы своего народа) и созидать новые, более аутентичные модели жизни, основанные на истине.

Интеграция в психологию: от теории к практике

Как же эти глубокие богословские концепции могут быть интегрированы в психологию?

Идеи аль-Альвани удивительным образом перекликаются с выводами современных психологических школ:

1. Личность и самоопределение. Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн писал, что личностью является лишь человек, у которого есть своя позиция и сознательное отношение к жизни. Это напрямую соотносится с путём ханифа, который сознательно выделяет себя из невежественного окружения, как это делал Ибрахим (мир ему).

2. Смысл жизни. Основатель логотерапии Виктор Франкл утверждал, что смысл жизни не придумывается, а находится человеком в окружающем мире. Он подчёркивал уникальность и ответственность каждого. Его знаменитая мысль о «невидимом Свидетеле», перед которым человек несёт ответственность, глубоко созвучна кораническому пониманию ответственности халифа перед Аллахом.

3. Динамика развития. Работы психолога Л. И. Анцыферовой о том, что развитие личности заключается в постоянной переоценке ценностей и преобразовании себя, идеально ложатся на концепцию ханафийи как динамического процесса, направленного на обретение истинных ценностей вместо ложных.

Практическое применение в консультировании

Соединение этих концепций даёт мощный инструмент для исламского консультирования и терапии. Психолог может помочь клиенту, задавая два ключевых вопроса, вытекающих из этой парадигмы:

1. Вопрос о миссии «халифа»: «Реализуется ли в данном поступке, решении или жизненном этапе моя миссия как наместника Аллаха на земле?»

2. Вопрос о состоянии «ханифа»: «Обращена ли моя личность в данный момент к Господу и утверждаемым Им высшим ценностям Единобожия?»

Эти вопросы становятся универсальным критерием для самооценки, помогая выявить экзистенциальный вакуум, противоречия в ценностях и определить цели для духовно-ориентированной психологической помощи.

Заключение

Интерпретация доктора аль-Альвани позволяет увидеть в концепциях «халиф» и «ханиф» не просто религиозные термины, а целостную систему жизненной навигации. «Халиф» — это наша миссия и ответственность перед Творцом, а «ханиф» — метод её реализации через постоянное внутреннее развитие и движение к Истине.

Интеграция этих идей в исламскую психологию открывает новые горизонты для помощи современному человеку в обретении смысла, преодолении кризисов и осознании своей высокой миссии на этой земле.

Библиография:

1. Аль-Альвани Т. Д. От этики разногласий к преодолению распрей. — М.: 2023.

2. Аль-Альвани Т. Д. Диалог с Кораном. 1-е изд. Институт интеграции знаний. 2024.

3. Аль-Альвани Т. Д. Неужели они не задумаются над Кораном? 1-е изд. Институт интеграции знаний. 2024.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб: Питер. 2013.

5. Франкл В. Воля к смыслу. М: Альпина нон-фикшн. 2019.

6. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности. // Психологический журнал. — 1981.

 

Яхин Филюс Флюрович, заместитель председателя Правления Ассоциации психологической помощи мусульманам

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Реклама

Яндекс.Метрика