Центральная Азия (ЦА) продолжает оставаться ключевым геополитическим узлом, вызывающим устойчивый интерес мировых держав. Дипломатический календарь 2025 года стал тому наглядным подтверждением: весной в Самарканде прошел первый саммит Евросоюз–ЦА, летом Астана приняла второй саммит Китай–ЦА, а осенью последовала череда встреч на высшем уровне — сначала саммит Россия–ЦА в Душанбе, а затем и саммит ЦА–США в Вашингтоне. Далее состоялась VII Консультативная встреча глав государств ЦА, в ходе которой было принято историческое решение о включении Азербайджана в этот формат в качестве полноправного участника.
На этом фоне особую значимость приобрел визит министра иностранных дел Китая Вана И, который 19 ноября начал тур по Центральной Азии с посещения Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. В Бишкеке он встретился с президентом Садыром Жапаровым, который констатировал, что двусторонние отношения находятся на историческом пике, и сделал особый акцент на строительстве железных и автомобильных дорог, открытии новых авиамаршрутов, а также на реализации совместных проектов в других сферах. В программу визита также вошло участие Вана И в первом заседании Стратегического диалога и подписание ряда двусторонних документов.
Уже этот эпизод красноречиво свидетельствует об особом характере отношений между Центральной Азией и КНР. Их объем торговли за пять месяцев 2025 года достиг почти 40 млрд долларов, что означает рост на 10% в годовом исчислении.
Знаковым совпадением стало то, что в день начала визита Вана И по итогам II Форума международного сотрудничества в области услуг грузовых поездов Китай–Европа стороны подписали первый многосторонний межправительственный документ о сотрудничестве в этой сфере. Одновременно было принято решение о запуске международных туристических поездов Китай–ЦА и подписано соглашение о наращивании потенциала совместного строительства Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ, Средний коридор). Примечательно, что за первые девять месяцев 2025 года было отправлено 371 транскаспийское железнодорожное сообщение Китай–Европа, что более чем на 30% превышает показатели прошлого года. В данном контексте ключевое значение придается формированию нового южного маршрута в структуре ж/д перевозок Китай–Европа в рамках инициативы Китай–Кыргызстан–Узбекистан (ККУ). Реализация этого коридора не только укрепляет транспортную связанность ЦА, но и способствует диверсификации международных логистических маршрутов, снижению рисков и повышению устойчивости евразийской транспортной сети в целом.
Этот проект перекликается с заявлением Садыра Жапарова на VII Консультативной встрече, в котором он назвал стратегический железнодорожный маршрут ККУ кратчайшим путем к рынкам Азии и Европы и основой для перераспределения глобальных логистических потоков. Логическим развитием данной инициативы президент Жапаров обозначил Зангезурский коридор.
Ноябрь оказался исключительно продуктивным для углубления взаимопонимания между КНР и государствами ЦА. В Цзинане состоялось II заседание Диалога политических партий Китай–ЦА. Затем в Урумчи прошел XII Форум сотрудничества «Китай–ЦА», где эксперты и представители общественности констатировали наступление благоприятного периода для повышения уровня и качества торгово-экономического сотрудничества. Параллельно Синьцзянский университет организовал семинар по сотрудничеству в сфере высшего образования Китай–ЦА–Россия, посвященный интернационализации образования и трансграничному созданию дисциплин.
Далее в Пекине руководители профильных ведомств шести стран обсудили сотрудничество в области индустриализации, цифровизации и «зеленой» трансформации строительной индустрии. Итогом встречи стала «Пекинская инициатива» и консенсус по вопросам строительства безопасных, комфортных и умных городов. Кроме того, на встрече с помощником президента Казахстана Муратом Нуртлеу Ван И озвучил готовность Пекина развивать с Астаной сотрудничество в энергетике, добыче полезных ископаемых, а также в таких новых сферах, как атомная энергия и искусственный интеллект.
Приведенный перечень совместных шагов (который далеко не полон) однозначно указывает на уникальный и многогранный формат отношений Китая со странами Центральной Азии. Что касается текущего визита Вана И, то, несмотря на его запланированный характер, ряд аналитиков расценивает его как стратегический сигнал для других внешних сил, призванный продемонстрировать, что именно Пекин является для государств ЦА наиболее близким и надежным партнером.
Разумеется, в экспертном сообществе признают и определенные успехи других игроков: отмечаются достижения Вашингтона по итогам саммита с лидерами ЦА и переход отношений ЦА–Евросоюз на уровень стратегического партнерства.
Тем не менее, преобладает точка зрения, что именно Китай лидирует по степени близости к странам Центральной Азии, причем по всем без исключения параметрам — от экономики и логистики до политического диалога и гуманитарного сотрудничества.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: