Как кража из Лувра раскрыла наследие колониализма и грабеж культурных ценностей

Лувр

Недавно знаменитый Лувр в Париже стал местом кражи века: с его второго этажа исчезли восемь драгоценных ювелирных изделий эпохи Наполеона.

Среди украденного — короны из коллекции королевы Мари Амели и королевы Гортензии, изумрудное ожерелье императрицы Марии-Луизы, крупная брошь императрицы Евгении и другие подобные сокровища.

Мировые СМИ драматично осветили происшествие: CNN назвала случившееся «национальной катастрофой» для Франции и подчеркнула, что одна из украденных корон содержала 24 цейлонских рубина и 1083 алмаза.

Лувр — как и многие элитные музеи — является символом исторической несправедливости. Он хранит богатства, накопленные монархами за счёт труда низших классов, и бесчисленные артефакты, украденные из бывших колоний.

Автор книги «Деколонизировать музеи» Шмрит Ли напоминает: даже слово loot («грабёж») пришло в английский язык из хинди из-за британской колонизации Индии.

Она отмечает, что Лувр создал специальные залы ещё в начале XIX века для размещения трофеев, вывезенных Наполеоном из Египта, а британский музей — для экспонатов, похищенных в Индии и царстве Бенин (территория нынешней Нигерии).

Сегодня, пишет Ли, «невозможно найти западный музей, который не хранил бы культурные предметы из Африки, Азии, Океании или стран коренных народов Америки» — прямое наследие колониального насилия, последствия которого до сих пор ощущают африканцы и коренные народы.

Музеи же, со своими «белыми стенами», создают иллюзию, будто это насилие осталось в прошлом.

«Робин Гуды» или обычные воры?

Некоторые попытались романтизировать воров как современных Робин Гудов, но, скорее всего, ими двигали не идеи справедливости, а мотив наживы — перепродажа ценностей богатым коллекционерам.

Криминолог Эмелин Смит отмечает: похищенные драгоценности — «плод долгой истории колониального ограбления», ведь камни добывались в Азии, Африке и Южной Америке, где ресурсы систематически вывозились ради обогащения европейских империй.

Она упоминает и артефакт из Дагомею (нынешний Бенин), созданный по приказу княжеского двора, который страна многократно требовала вернуть, но он всё ещё выставлен в Лувре.

Что на самом деле важно

Понимание этой истории заставляет некоторых наблюдателей воспринимать ущерб Лувру как символическое «возмездие». Но романтизировать кражу не стоит — это не акт справедливости и не повод говорить о «национальной катастрофе».

Гораздо более трагичным выглядит тот факт, что кто-то всерьёз считает потерю драгоценностей трагедией, в то время как множество реальных человеческих бедствий — игнорируются.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Реклама

Яндекс.Метрика