«Я хотел бы, чтобы мусульманин поклонялся своему Господу из любви, страсти и тоски, а не из страха, дрожи и беспокойства. Это и есть суть религии, и именно так считали известные имамы на протяжении веков», — заявил экс-муфтий Египта Али Джума.
Бывший муфтий Египта, шейх Али Джума, стал гостем программы «Прямой вопрос» с саудовским журналистом Халедом Мадхали на телеканале «Аль-Арабия». В ходе интервью он затронул ряд спорных и юридических вопросов.
Кто такой Али Джума?
Шейх и доктор шариатских наук Али Джума — выдающийся исламский ученый и известный богослов, обогативший исламское сообщество своими взглядами и фетвами, которые сочетают традиции и обновление. Однако его суждения нередко вызывают широкие дискуссии по актуальным социальным вопросам. Он высказывал фетвы, которые становились предметом громких дебатов — от природы любви до межрелигиозных отношений.
Одно из его заявлений, вызвавшее особенно ожесточенные споры, прозвучало в его популярной программе, особенно среди молодежи. В одном из выпусков он сказал: «Вполне возможно, что Бог отменит ад в загробной жизни».
Когда его спросили о мотивах и шариатских основаниях этого мнения, доктор Али Джума пояснил:
«Это мнение ахлю-сунна валь-джамаа (приверженцев сунны), и оно не является новым. Оно преподавалось среди суннитов на протяжении веков. Аллах, конечно, не нарушает своих обещаний, но может смягчить свое наказание. Вопрос о том, что ад может исчезнуть или быть упразднен, или что Аллах сделает что-то по своей милости — это учение ахлю-сунна. Об этом писал Ибн Кайим, и это также было мнением Ибн Таймийи. Так что это не новое или недавнее мнение и не результат личных размышлений. Это слова сподвижников, последователей и имамов, передававшиеся на протяжении веков».
«Аллах никогда не нарушает своих обещаний. Он обещал нам вечное блаженство, прощение и милость, и Он выполнит свое обещание. Он — самый верный в Своих обещаниях. Однако когда речь идет о наказании, по Своей милости Он может изменить это наказание. Это элементарный вопрос, который, однако, вызывает у молодежи и детей много размышлений и тревог», — отметил он.
По словам Али Джума, на протяжении истории сложилась культура, в которой страх перед адом доминировал над надеждой на милость Аллаха. Он привел пример из хадиса Пророка:
«Пророк (мир ему) сказал: «Могила — это либо сад из садов рая, либо яма из ям ада. Однако в общественном сознании укоренился лишь второй смысл — что могила является одной из ям ада, что там есть наказание, допрос и мучения. Люди забыли первую часть хадиса, хотя он полностью достоверен и подтвержден в вероучении».
«Я хочу, чтобы мусульманин поклонялся Аллаху из любви, страсти и тоски, а не из страха и беспокойства. Это и есть суть религии, и так учили имамы на протяжении веков», — пояснил Али Джума.
«Я хотел ободрить молодежь и сказать им: поклоняйтесь Аллаху из любви, потому что Аллах — прекрасен и любит красоту. У Аллаха есть имена, которые выражают Его красоту, величие и совершенство. Почему же мы сосредотачиваемся только на Его строгих именах? Мы должны поклоняться Аллаху: Он — Милостивый, Милосердный, но также и Могущественный, Покоряющий. Он — Первый и Последний, Явный и Скрытый. Именно поэтому я запустил программу «Свет религии», которая вышла в эфир во время прошлого Рамадана», — добавил он.
«Я вовсе не говорю, что ад исчезнет. Я лишь оставляю дверь открытой для милости Аллаха. Почему? Потому что люди слишком озабочены вопросами о том, кто попадет в рай, а кто в ад, и забывают о самой сути поклонения — любви к Аллаху. Догматика ислама учит нас верить в милость, прощение, довольство и руководство Аллаха. Именно это мы должны донести до людей. «, — пояснил шейх.
Шейх также отметил, что даже Омар ибн аль-Хаттаб (второй праведный халиф) предполагал возможность исчезновения ада и Ибн Таймийа тоже высказывался о такой возможности.
«Милость Аллаха безгранична. Это тот смысл, который мы хотим донести, без путаницы и бесполезных споров», — заявил он в завершении беседы.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью:
Ответить
Позиция суннитского ислама в отношении бесконечности Ада и наказания в нем не менялась на протяжении исламской истории. Большинство источников по исламской догматике и доксографии передают единогласное мнение суннитских ученых прошлого и современности по поводу вечности адского огня. Вместе с тем в мусульманском мире, начиная с Джахма ибн Сафвана, появлялись отдельные богословы, которые транслировали редкие и непопулярные среди мусульман идеи в отношении тленности Ада и его мучений. Самым известным сторонником этой идеи был шейх Ибн-Таймиййа со своим учеником Ибн-аль-Каййимом, т.е. крупнейший ...
Читать дальше