В апреле 2025 года философ, политолог и социолог Франсуа Бурга, которому сейчас 77 лет, оказался в центре судебного скандала на юге Франции.
Бурга — специалист по исламским исследованиям, бывший научный директор Национального центра научных исследований Франции (CNRS), крупнейшего государственного научно-исследовательского учреждения во Франции и в Европе, предстал перед судом по обвинению в «оправдании терроризма». Поводом послужил его твит в январе прошлого года, в котором он выразил поддержку палестинскому сопротивлению против израильской оккупации.
Франция — страна «свободы и просвещения» — сильно изменилась. Вместо участия в конференциях и научных дискуссиях, Бурга оказался вынужденным объяснять свои взгляды в полицейском участке в Экс-ан-Провансе, чтобы защититься от обвинений в «оправдании терроризма», выдвинутых Европейской еврейской организацией.
Поводом для обвинения стало то, что 2 января 2024 года он репостнул заявление ХАМАС, в котором организация отвергала обвинения в изнасилованиях и насилии, опубликованные в New York Times, назвав их «сионистской демонической попыткой» очернить палестинское сопротивление. Помимо репоста, Бурга добавил фразу, хорошо известную всем, кто следит за французской политикой: «Я испытываю безграничное уважение и признательность к лидерам ХАМАС, гораздо большее, чем к лидерам Израиля».
Позднее в интервью Libération он подтвердил свои слова, добавив: «То, что я признаю события 7 октября террористическим актом, не означает, что я обязан осуждать палестинское движение за освобождение».
На суде он заявил, что не поздравлял ХАМАС с нападением, а лишь выражал обоснованные сомнения в израильской версии событий, которую безоговорочно принимают многие.
Эти слова соответствуют философским взглядам Бурга, который давно утверждает, что исламстское насилие — это не продукт религии, а ответ на жестокую колониальную историю, одним из символов которой стало создание государства Израиль.
Бурга провел десятилетия в арабском мире. Родился в 1948 году в Шамбери, недалеко от границы с Швейцарией и Италией. В 1970-х преподавал право в Алжире, писал диссертацию о земельных реформах. Затем работал в Каире, Сане, Дамаске, Бейруте, Эрбиле и Восточном Иерусалиме.
Впервые он столкнулся с палестинским вопросом еще подростком, когда в 16 лет поехал с тетей в паломничество в Иерусалим и встретил палестинского мальчика, который сказал, что евреи отняли у него землю. Этот эпизод сильно повлиял на мировоззрение Бурга.
Франсуа Бурга стремится к пониманию исламской феноменологии внутри и за пределами Франции. Он разделяет исламское движение на разные типы: от умеренного политического ислама, как у партии Эннахда в Тунисе, до радикальных форм, таких как ИГИЛ (запрещенная в РФ). По его мнению, популярность исламского дискурса проистекает не только из религиозности, но и из того, что он возвращает народам их исконную культуру, разрушенную колониализмом.
Бурга выступает против доминирующего западного нарратива, утверждая, что именно политическое угнетение порождает религиозный экстремизм, а не наоборот. Он критикует бесконечные призывы к «реформе ислама», называя их бессмысленными: «Мы не успокоим регион, реформируя исламский дискурс. Мы реформируем исламский дискурс после того, как успокоим регион».
Он также утверждает, что «исламистское движение» — это не религиозное отклонение, а третья волна антиколониального освобождения. И Запад, и исламские элиты, заимствующие западные модели мышления, несут ответственность за насилие, совершаемое от имени ислама. Бурга призывает выйти из «эпистемологической изоляции», которая усилилась после терактов Charlie Hebdo.
Он также критикует французских мыслителей, таких как Оливье Руа, за их поверхностный анализ. Например, Руа считал, что «арабская весна» поставила точку в истории политического ислама, но Бурга утверждает, что выборы в Египте и Тунисе доказали обратное.
Он подчеркивает, что нельзя игнорировать политические мотивы, стоящие за терактами во Франции, как, например, в случае с братьями Куаши и Амеди Кулибали. Их действия не были просто всплеском гнева, а отражением политической позиции по отношению к страданиям народов арабского мира — в частности, палестинцев.
Священность Израиля во Франции
Критика Израиля в современной Франции почти табу. Даже после того как Международный уголовный суд обвинил Нетаньяху и его министра обороны в военных преступлениях, французские аналитики либо защищали его, либо говорили, что, по крайней мере, он был демократически избран — в отличие от ХАМАС.
Франсуа Бурга утверждает, что борьба с антисемитизмом, безусловно, необходима, но её часто используют как политический инструмент. Он приводит пример дела 2018 года, когда еврейскую женщину убили при обстоятельствах, не связанных с ненавистью, но власти поспешили назвать это «новым Холокостом». Позже полиция опровергла мотив ненависти, но раздутая истерия осталась.
Бурга давно подвергается обвинениям в антисемитизме. В 2014 году он подвергся нападкам за призыв к отделению еврейских организаций от государства и независимости СМИ от израильского влияния. В 2020 году он подвергся медиа-атаке за поддержку Тарика Рамадана, которого обвиняли в изнасиловании, и которого он защищал как жертву политической расправы.
После 7 октября 2023 года Бурга признал атаки ХАМАС «террористическими», но не стал оправдывать израильские военные преступления. Он заявил, что когда историки будущего будут изучать исчезновение Израиля, они начнут с спирали насилия, начавшейся в октябре 2023-го. Он возложил ответственность не только на Нетаньяху, но и на Байдена, Макрона и других западных лидеров, которые не сдержали своего союзника.
Философ продолжает свои выступления и публикации, не изменяя своим убеждениям, и вдохновляет новое поколение мыслителей и активистов. Он считает, что европейские террористы — это не чуждые чудовища, а следствие провалов самой Европы.
Так Франсуа Бурга оказался в полицейских участках за те взгляды, которые раньше он высказывал на научных конференциях. Франция — страна философии и прав человека — превращается в страну одного голоса: голоса, склонного к правому флангу, поддерживающего Израиль и враждебного исламской культуре. А если кто-то решит говорить иначе — его ждет молчание, уголовное преследование и общественное изгнание.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью:
Ответить
===Мы реформируем исламский дискурс после того, как успокоим регион».====Т.е. он считает необходимым реформацию ислама. И ведь у него множество мусульманских сторонников. Интересная новость.