В XIX веке в Нидерландах родился ребенок, в судьбе которого с самого начала была тень позора и бегства. Его звали Кристиан Снок Хюрхронье, и вскоре это имя стало самым противоречивым в истории голландского востоковедения.
Он появился на свет в 1857 году в городе Остерхаут на юге Голландии. В 1874 году поступил в Лейденский университет, где изучал богословие. В 1880 году защитил докторскую диссертацию «Обряды в Мекке», а уже в 1881 году стал преподавателем в Институте подготовки служащих колониальной администрации Нидерландов. Именно тогда начался его интерес к исламской культуре и арабскому миру.
Снок прекрасно владел арабским, что дало ему возможность совершить беспрецедентное для западного мира предприятие: отправиться в Мекку, святейший город мусульман, под видом мусульманина, чтобы изучать исламскую жизнь изнутри.
С юности его привлекал не только богословский мир и арабский язык, но и сама цивилизация ислама. Это влечение довело его до того, что он отправился в самое сердце Мекки, скрывшись под именем Абд аль-Гафар аль-Лейдени («из Лейдена»). Там он жил среди паломников, тайно фотографировал Каабу, скрывал свою личность с хитростью и смелостью, словно герой шпионских романов, а не академический исследователь.
План голландского МИДа
После извержения вулкана Кракатау в Индонезии (1883) власти Голландии опасались исламского восстания в Голландской Ост-Индии. Генеральный консул в Джидде, Йохан Кроут, предложил дерзкую идею — отправить в Мекку тайного агента, чтобы наблюдать за паломниками из Индонезии.
Именно тогда Снок Хюрхронье, увлеченный исламом, получил предложение от МИДа: отправиться в Аравию не только как ученый, но и как шпион. Так он оказался среди паломников, делил с ними чай, молитвы и дорогу — но все происходящее тщательно фиксировал для отчета в Гаагу.
«Абд аль-Гафар» — шпион в Мекке
28 августа 1884 года 27-летний Снок прибыл в Джидду. Его миссия была двойной: научная и разведывательная. Он должен был изучать паломников из Ачеха и Явы и их связи с мекканскими учеными, чтобы предугадать возможные восстания.
Чтобы не вызвать подозрений, он взял арабское имя Абд аль-Гафар, прошёл обряд обрезания, даже обзавёлся слугой-рабом, как это было принято среди зажиточных паломников. Он тщательно изучил исламские обычаи, чтобы втереться в доверие к ученым и правителям. В январе 1885 года получил разрешение войти в Мекку, где провел семь месяцев, молясь вместе с жителями, общаясь с муфтиями и фиксируя всё, что видел.
Он привёз с собой 40-килограммовую фотокамеру, сделал уникальные снимки Каабы и Масджид аль-Харам, а также осуществил первую известную звукозапись Корана (суры «Ад-Духа») на восковые цилиндры. Эти материалы позже оказались в Лейдене и стали редчайшими источниками об исламской жизни Мекки XIX века.
Современники отмечали его способность сливаться с обществом Мекки — он сидел на коврах в мечетях, приветствовал соседей по-арабски, делил еду. Но за образом «праведного Абд аль-Гафара» скрывался человек, который вел двойную игру — ученый и агент одновременно.
Между наукой и колониальной политикой
Своим пребыванием в Мекке он вызвал широкий спор. Многие считали его предателем и обманщиком, другие оправдывали его, утверждая, что иначе в город попасть было невозможно. Сам же в своих письмах он нередко писал о жителях Аравии с пренебрежением, что показывало его двойственность — уважение к исламской культуре и колониальное высокомерие одновременно.
Позднее он стал советником правительства в Голландской Ост-Индии и сыграл ключевую роль в Ачехской войне. Его знания ислама использовались для того, чтобы раскалывать мусульманскую общину, привлекать на сторону колонизаторов местные элиты и тем самым ослаблять сопротивление.
Вернувшись в Лейден, он занял кафедру арабского языка и исламоведения, писал труды, которые сделали его одной из мировых авторитетных фигур в исламских исследованиях.
Последние годы и смерть
Снок Хюрхронье прожил долгую жизнь, полную противоречий: учёный и шпион, исследователь и колониальный советник, «мусульманин под прикрытием» и европеец-протестант.
В июне 1936 года он умер в Лейдене, и его похороны стали удивительной кульминацией всей его судьбы: он был погребен по мусульманскому обряду, без участия семьи, в скромной могиле, на которой присутствовал только один друг — как будто он до последнего момента оставался «Абд аль-Гафаром», человеком между двумя мирами.
Источник: «Аль-Джазира»
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: